Скачать статью в формате:
  1. Вступление
  2. Часть первая: О достоверных суннитских преданиях, не содержащих вставку «и имя его отца - подобно имени моего отца»
  3. Часть вторая: Суннитские предания с содержанием вставки «и имя его отца - подобно имени моего отца»
  4. Вывод

 

Часть первая: О достоверных суннитских преданиях, не содержащих вставку «и имя его отца - подобно имени моего отца»

Предания, в которых присутствует только вставка «чье имя -  подобно моему имени» повествуются различными путями передачи, восходящими в своем источнике к Посланнику Аллаху (с).

  1. Передача Абу Хурайры с правильным санадом

Один из сподвижников Пророка, кто согласно достоверным суннитским хадисам передал его слова без вставки «и имя его отца – подобно имени моего отца», это Абу Хурайра, и многие суннитские ученые приводят этот хадис в своих книгах.

1) Абу Иса Тирмизи

Тирмизи, выдающийся хадисовед, в своей книге приводит сначала хадис от Абдуллы ибн Мас'уда, и в конце от Абу Хурайры, констатируя о компетентности хадиса.

حدثنا عبد الْجَبَّارِ بن الْعَلَاءِ بن عبد الْجَبَّارِ الْعَطَّارُ حدثنا سُفْيَانُ بن عُيَيْنَةَ عن عَاصِمٍ عن زِرٍّ عن عبد اللَّهِ عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: يَلِي رَجُلٌ من أَهْلِ بَيْتِي يُوَاطِئُ اسْمُهُ اسْمِي قال عَاصِمٌ وأنا أبو صَالِحٍ عن أبي هُرَيْرَةَ قال: لو لم يَبْقَ من الدُّنْيَا إلا يَوْمٌ لَطَوَّلَ الله ذلك الْيَوْمَ حتى يَلِيَ...

 قال أبو عِيسَى: هذا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ

От Ибн Мас'уда: «Посланник Аллаха сказал: «Придет из моего семейства тот, чье имя - подобно моему имени». От Абу Хурайры, что его светлость сказал: «Если миру останется только один день, то Аллах продлит этот день, чтобы послать человека из моего семейства, чье имя – подобно моему. Он наполнит мир справедливостью и равноправием, подобно тому, как мир наполнится гнетом и несправедливостью». Абу Иса подтвердил благонадежность хадиса».

Ат-тирмизи Ас-салами, Абу Иса Мухаммад ибн Иса (год смерти 279 г.л.х.), «Сунан Ат-тирмизи», том 4, стр. 505, исследовательская работа Ахмада Мухаммада Шакира и других, изд-во «Дар ихья ат-турас аль араби», Бейрут - http://www.old.dovodi.ru/article/a-779.html

Анализ цепочки передатчиков хадиса

Сам Тирмизи признал хадис правильным и достоверным, Албани считает также, но, для дополнения к рассматриваемой теме, мы подвергнем цепочку передатчиков тщательному и полному анализу.

1. Тирмизи. 2. Абдул Джаббар ибн аль Ула. 3. Суфьян ибн Уяйна. 4. Асем ибн Бахдала. 5. Абу Салих. 6. Абу Хурайра. 7. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует!).

  1. Мухаммад ибн Иса ибн Сура, Абу Иса Ат-тирмизи, автор «Сунан», итак, он является автором одного из шести суннитских «Сахихов», в чьей компетентности сунниты не сомневаются.
  2. Абдул Джаббар ибн аль Ула ибн аль Джаббар аль Аттар - из числа передатчиков «Сахиха Муслима». Захаби говорит о нем:

عبد الجبار بن العلاء بن عبد الجبار الإمام المحدث الثقة أبو بكر البصري

 «Абдул Джаббар ибн аль Ула ибн аль Джаббар - имам, мухаддис, компетентен, его кунья - Абу Бакр аль Басри».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Сейр а’лам ан-нубала», том 11, стр. 401, исследовательская работа Шуайба аль Арнаута, Мухаммада Наима аль Арксуси, изд-во «Муассаса ар-рисала», Бейрут, издание девятое, год издания 1413 г.л.х. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=2050&idto=2050&bk_no=60&ID=1911

  1. Суфьян Уяйна ибн Аби Имран ибн Меймун, переданные им хадисы включены во все шесть суннитские «Сихахи». Захаби говорит о нем:

الإمام الكبير حافظ العصر شيخ الإسلام

«Он - великий имам, хафиз Корана своего времени, шейхул ислам».

Предыдущий источник, том 8, стр. 454 - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=1419&idto=1420&bk_no=60&ID=1311

  1. Асем ибн Бахдала Абин-нуджуд аль Асади аль Куфи - один из восьми чтецов Корана и из передатчиков хадисов всех шести «Сихахов». Захаби говорит о нем:

الإمام الكبير مقرىء العصر

«Он - великий имам, чтец Корана своего времени».

Предыдущий источник, том 5, стр. 256, хадис 119 ­- http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=825&idto=825&bk_no=60&ID=744

  1. Зикван Абу Салих Ас-симан Аз-зият аль Мадани передал хадисы, вошедшие во все шесть суннитские «Сихахи», и о котором Захаби говорит:

القدوة الحافظ الحجة... ذكره الإمام أحمد فقال ثقة ثقة من أجل الناس وأوثقهم

 «Вождь, знающий наизусть Коран, довод... В своем упоминании Ахмад подтвердил его благонадежность и сказал: «Компетентен, компетентен, самый благородный и благонадежный человек!».

Предыдущий источник, том 5, стр. 36 - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=709&idto=709&bk_no=60&ID=634

  1. Абу Хурайра - один из самых известных сподвижников, и с точки зрения суннитов нет необходимости подвергать анализу его биографию и согласовывать с наукой риджал.

Следовательно, данный хадис с точки зрения цепочки передатчиков - правильный и не имеет каких-либо недостатков.

2) Ибн Асир Джизри

Ибн Асир Джизри также приводит хадис от Абу Хурайры из «Сунан Ат-Тирмизи».

Ибн Асир аль Джизри, Аль Мубарак ибн Мухаммад ибн Асир (год смерти 544 г.л.х.), «Му'джам джаме аль усул фи ахадис ар-расул», том 10, стр. 330, согласно «Аль Джаме аль Кабир».

3)  Джалалуддин Ас-суюти

В книге «Аль Фатх аль кабир и «Джаме аль ахадис» он приводит хадис от Абу Хурайры от Посланник Аллаха следующим образом:

لاَ تَذْهَبُ الدُّنْيَا وَلاَ تَنْقَضِي حَتَّى يَمْلِكَ رَجُلٌ مِنْ أَهْلِ بَيْتِي يُوَاطِىءُ اسْمُهُ اسْمِي

«До конца этого мира, придет и будет править человек из моего семейства, чье имя подобно моему имени».

Ас-суюти, Джалалуддин Абул Фадл Абдур-рахман ибн Аби Бакр (год смерти 911 г.л.х.), «Аль Фатх аль кабир фи дам аз-зияда ила аль джаме ас-сагир», том 3, стр. 306, исследовательская работа Юсефа Ан-набхани, изд-во «Дар аль фикр», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1423 г.л.х., 2003 г. - https://old.dovodi.ru/article/a-1156.html

Ас-суюти, Джалалуддин Абул Фадл Абдур-рахман ибн Аби Бакр (год смерти 911 г.л.х.), «Джаме аль ахадис» том 8, стр. 157, согласно программе «Аль Джаме аль кабир».

В книге «Аль Фатх аль кабир он приводит хадис Абу Хурейры в следующием виде:

يَلِي رَجُلٌ مِنْ أَهْلِ بَيْتِي يُوَاطِىءُ اسْمُهُ اسْمِي لَوْ لَمْ يَبْقَ مِنَ الدُّنْيَا إِلاَّ يَوْمٌ لَطَوَّلَ الله

«Придет человек из моего семейства, чье имя - подобно моему имени, даже если до конца этого мира останется всего один день, Аллах растянет его».

Ас-суюти, Джалалуддин Абул Фадл Абдур-рахман ибн Аби Бакр (год смерти 911 г.л.х.), «Аль Фатх аль кабир фи дам аз-зияда ила аль джаме ас-сагир», том 3, стр. 307, исследовательская работа Юсефа Ан-набхани, изд-во «Дар аль фикр», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1423 г.л.х., 2003 г.

4) Ибн Касир Ад-Дамешки

Ибн Касир Ад-дамешки приводит хадис от Абу Хурайры с ссылкой на Абу Асема, являющимся передатчиком хадисов Бухари и Муслима, и впоследствии подтверждает его достоверность. Он пишет: «Асем от Абу Асему, тот от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Если миру останется только один день, то Аллах продлит этот день, дабы пришел человек из моего семейства, чье имя – подобно моему. Данный хадис хороший (хасан) и достоверный (сахих)»».

Ад-дамешки, Имам Абул Фида аль Хафиз Ибн Касир (год смерти 774 г.л.х.), «Ан-нихая филь фитан валь малахим», том 1, стр. 24, исследовательская работа и редакция: устада Абдуш-шафеи, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1408 г.л.х., 1988 г. - https://old.dovodi.ru/article/a-1157.html

  1. Передача Ибн Мас'уда

Этот хадис передается Ибн Мас'удом без вставки «и имя его отца - подобно имени моего отца» от Асема с ссылкой на Зирра ибн Хубайша, являющимся передатчиком хадисов Бухари и Муслима, и приводится многими авторитетными суннитскими учеными в их книгах. Передача хадиса Ибн Мас’удом осуществлена двумя путями: это от Асема с ссылкой на Зирра ибн Хубайша и от Амра ибн Мурры, от Зирра. Ниже, мы рассмотрим обе передачи хадиса.

1) Передача Амра ибн Мурры от Зирра от Абдуллы Ибн Мас'уда с достоверной цепочкой передатчиков

Эта передача существует в двух книгах с двумя различными иснадами, но с двумя похожими содержаниями, без вставки «и имя его отца - подобно имени моего отца».

Первое повествование из книги «Му'джам аль кабир» Табарани:

حدثنا محمد بن السَّرِيِّ بن مِهْرَانَ النَّاقِدُ ثنا عبد اللَّهِ بن عُمَرَ بن أَبَانَ ثنا يُوسُفُ بن حَوْشَبٍ الشَّيْبَانِيُّ ثنا أبو يَزِيدَ الأَعْوَرُ عن عَمْرِو بن مُرَّةَ عن زِرِّ بن حُبَيْشٍ عن عبد اللَّهِ بن مَسْعُودٍ قال قال رسول اللَّهِ صلى اللَّهُ عليه وسلم لا يَذْهَبُ الدُّنْيَا حتى يَمْلِكَ رَجُلٌ من أَهْلِ بَيْتِي يُوَافِقُ اسْمُهُ اسْمِي

«Миру не придет к концу, пока не явится и не будет править человек из моего семейства, чье имя - подобно моему».

Ат-табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», том 10, стр. 131, хадис 10208, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-салафи, изд-во «Мактабат аз-захра», Маусель, Ирак, издание второе, год издания 1404 г.л.х., 1983 г. - https://old.dovodi.ru/article/a-1159.html

Анализ цепочки передатчиков данного хадиса

Иснад у данного хадиса следующий:

1. Табарани автор «Му’джам аль кабира», 2. Мухаммад ибн Сирри ибн Михран, 3. Абдулла ибн Умар ибн Абан, 4. Юсеф ибн Хаушаб, 5. Абу Язид аль А'вар, 6. Амр ибн Мурра, 7. Зирр ибн Хубайш, 8. Абдулла ибн Мас'уд (сподвижник).

  1. Табарани автор «Му’джам аль кабира» - единогласно признан компетентным человеком. Захаби пишет о нем:

الطبراني هو الامام الحافظ الثقة الرحال الجوال محدث الاسلام علم المعمرين أبو القاسم سليمان بن أحمد بن ايوب بن مطير اللخمي الشامي الطبراني صاحب المعاجم الثلاثة

«Табарани - Имам, знающий наизусть Коран, компетентен, путешественник, хадисовед Ислама, единственный в своем роде долгожитель, все это Аль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб ибн Мутейр Аллахми Аш-Шами Ат-Табарани - автор трех словарей».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Сейар а’лам ан-нубала», том 16, стр. 119, исследовательская работа Шуайба аль Арнаута, Мухаммада Наима аль Арксуси, изд-во «Муассаса ар-рисала», Бейрут, издание девятое, год издания 1413 г.л.х. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?ID=3478&bk_no=60&flag=1

  1. Мухаммад ибн Сирри ибн Михран, также благонадежный передатчик, о котором Захаби говорит:

محمد بن السري بن مهران الناقد. بغدادي، ثقة

«Мухаммад ибн Сирри ибн Михран - критик и специалист в области науки риджал, из Багдада, благонадежен».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Тарих аль ислам вал вафийят аль машахир вал а'лам», том 22, стр. 269, исследовательская работа д. Умара Абдус-салама Тедмури, изд-во «Дар аль кутуб аль араби», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1407 г.л.х., 1987 г. - 1/2286: http://islamport.com/d/3/tkh/1/71/1501.html

  1. Абдулла ибн Умар ибн Абан

Захаби пишет о нем:

مشكدانة المحدث الامام الثقة أبو عبد الرحمن عبد الله بن عمر بن محمد ابن ابان بن صالح بن عمير القرشي الاموي مولى عثمان رضي الله عنه

«Уникальный человек, хадисовед, компетентный имам, Абу Абдур-рахман Абдулла ибн Умар Мухаммад ибн Абан ибн Салих ибн Умейр аль Караши Омави был слугой Усмана».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Сейар а’лам ан-нубала», том 11, стр. 155, исследовательская работа Шуайба аль Арнаута, Мухаммада Наима аль Арксуси, изд-во «Муассаса ар-рисала», Бейрут, издание девятое, год издания 1413 г.л.х. - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?ID=1994&bk_no=60&flag=1

  1. Юсеф ибн Хаушаб

Ибн Аби Хатам Рази (год смерти 327 г.л.х.) - один из самых ранних имамов (знатоков) и критиков науки риджал (джарх и та'диль), пишет о нем:

يوسف بن حوشب أخو العوام بن حوشب روى عن عبد الله بن سعيد بن أبى هند روى عنه عبد الله بن عمر بن أبان وأبو سعيد الأشج سمعت أبى يقول ذلك وسألته عنه فقال شيخ

«Юсеф ибн Хаушаб - брат Аввама ибн Хаушаба, приводит от Абдуллы ибн Саида ибн Аби Хинда, от Абдуллы ибн Умара ибн Абана, от Абу Саида аль Ашаджа: «Когда я спросил своего отца о Юсефе, то услышал в ответ, что он - шейх (уважаемый человек)».

Ибн Аби Хатам Ар-рази Ат-тамими, Абу Мухаммад Абдур-рахман ибн Аби Хатам Мухаммад ибн Идрис (год смерти 327 г.л.х.), «Ад-джарх ват-та'диль», том 9, стр. 220, хадис 921, изд-во «Дар ихья ат-турас аль араби», Бейрут, издание первое, год издания 1271 г.л.х., 1952 г.

Согласно словам суннитских ученых, слово «шейх», использованное Ибн Аби Хатамом Рази, означает компетентность, так Захаби пишет:

قول أبي حاتم شيخ قال وليس هذا بتضعيف قلت بل عده ابن أبي حاتم في مقدمة كتابه من ألفاظ التوثيق وكذا الخطيب البغدادي في الكفاية

«Ибн Аби Хатам употребил слово «шейх», и это не означает его дискредитацию, ибо он в вступлении своей книги считает это слово обозначающим благонадежность, также, как и Хатиб Багдади - в «Кифае».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Мизан аль и'тидал», том 8, стр. 143, исследовательская работа шейха Адела Ахмада Абдул Мауджуда и шейха Али Мухаммада Мауввада, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1995 г.

Поэтому, согласно мнению суннитских ученых, он - благонадежный.

  1. Халаф ибн Хаушаб Абу Язид аль А'вар

Ибн Хаджар Аскалани пишет о нем:

خلف بن حوشب الكوفي ثقة من السادسة مات بعد الأربعين خت عس

«Халаф ибн Хаушаб Аль Куфи - благонадежен, из шестой группы передатчиков хадисов (согласно определенной классификации в науке риджал, передатчики делятся на группы согласно временному отрезку, в котором жили), умер после сорока лет».

Аль Аскалани Аш-шафеи, Ахмад ибн Али ибн Хаджар Абул Фадл (год смерти 852 г.л.х.), «Такриб ат-тахзиб», том 1, стр. 194, хадис 1728, исследовательская работа Мухаммада Аввамы, изд-во «Дар ар-рашид», Сирия, издание первое, год издания 1406 г.л.х., 1986 г. - http://islamport.com/w/trj/Web/899/269.htm

Миззи в книге «Тахзиб аль камал» пишет:

أثنى عليه سفيان بن عُيَيْنَة. وَقَال النَّسَائي: ليس به بأس. وذكره ابنُ حِبَّان في كتاب"الثقات

 «Суфьян ибн Уяйна хорошо отзывается о нем, Насаи считает, что он не имеет каких-либо недостатков, а Ибн Хиббан приводит его в числе своих компетентных передатчиков хадиса».

Аль Миззи, Абул Хаджадж, Юсеф ибн Заки Абдур-рахман (год смерти 742 г.л.х.), «Тахзиб аль камал», том 8, стр. 280, исследовательская работа д. Башшара Аввада Ма’руфа, изд-во «Муассаса ар-рисала», Бейрут, издание первое, год издания 1400 г.л.х., 1980 г.

  1. Амр ибн Мурра

Ибн Хаджар говорит о нем:

عمر بن مرة الشني بفتح المعجمة وتشديد النون بصري مقبول من الرابعة د ت

 «Амр ибн Мурра Ашшанни, басриец, надежный передатчик из четвертой группы передатчиков».

Аль Аскалани Аш-шафеи, Ахмад ибн Али ибн Хаджар Абул Фадл (год смерти 852 г.л.х.), «Такриб ат-тахзиб», том 1, стр. 417, хадис 4970, исследовательская работа Мухаммада Аввамы, изд-во «Дар ар-рашид», Сирия, издание первое, год издания 1406 г.л.х., 1986 г. - http://shamela.ws/browse.php/book-8609/page-343

  1. Зирр ибн Хубайш

Ибн Хаджар пишет:

زر بكسر أوله وتشديد الراء بن حبيش بمهملة وموحدة ومعجمة مصغر بن حباشة بضم المهملة بعدها موحدة ثم معجمة الأسدي الكوفي أبو مريم ثقة جليل مخضرم مات سنة إحدى أو اثنتين أو ثلاث وثمانين وهو بن مائة وسبع وعشرين ع

 «Зирр ибн Хубейш Мусаггар ибн Хаббаша аль Асади аль Куфи Абу Марьям - компетентный и достойнейший человек, из числа мухадрамун (группа сподвижников, жившая при Джахилийи и при Исламе), умер в 81, либо 82, либо 83 году лунной хиджры, в возрасте 127 лет».

Предыдущий источник, том 1, стр. 215

  1. Абдулла ибн Мас'уд

Это сподвижник Пророка и с точки зрения суннитов нет необходимости подвергать анализу его биографию, согласовывая ее с наукой риджал.

Следовательно, санад хадиса правильный и достоверный.

Вторая передача в книге Тарих Васит

حدثنا أسلم قال ثنا محمد بن عبدالرحمن بن فهد بن هلال قال ثنا عبدالله بن علي السمسار قال ثنا يوسف بن حوشب قال ثنا أبو يزيد الأعور عن عمرو بن مرة عن زر بن حبيش عن عبدالله بن مسعود عن النبي صلى الله عليه وسلم قال لا تذهب الدنيا حتى يملك رجل من أهل بيتي يواطئ اسمه اسمي

От Аслама, от Мухаммада ибн Абдур-рахмана ибн Фахда ибн Хилала, от Абдуллы ибн Али Ас-симсара, от Юсефа ибн Хаушаба, от Абу Язида аль А'вара, от Амра ибн Мурры, от Зирра ибн Хубайша, от  Абдуллы ибн Мас'уда от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), что он сказал: «Мир не придет к концу, пока не явится и не будет править человек из моего семейства, чье имя похоже на мое имя».

Аль Васити, Аслам ибн Сахл Ар-раззаз (год смерти 292 г.л.х.), «Тарих Васит», том 1, стр. 105, исследовательская работа Куркиса Аввада, изд-во «Алам аль кутуб», Бейрут, издание первое, год издания 1406 г.л.х. - https://old.dovodi.ru/article/a-1158.html

Однако, в данном санаде присутствует Абдулла ибн Али Ас-симсар, личность которого неизвестна, но благодаря тому, что в предыдущем иснаде есть Юсеф ибн Хаушаб и он признан достоверным, то даже несмотря на неизвестность Ибн Али Ас-симсара нет необходимости подвергать иснад анализу, ибо он также подтверждает хадис упомянутый ранее.

  1. Передача Асема ибн Бахдалы (компетентный, но «мудтараб аль хадис») от Зирра, от Абдуллы ибн Мас'уда

Хоть и суннитские ученые подтвердили достоверность иснада данного хадиса, но Асем по утверждению суннитов - «мудтараб аль хадис», и повествует его как со вставкой, так и без нее, но в любом случае, согласно суннитским критериям текст хадиса без вставки является достоверным, и шииты вправе на него ссылаться, а текст со вставкой, переданный Зирром от Абдуллы ибн Мас'уда, ввиду того что он - «мудтараб аль хадис» не является благонадежным, следовательно, нельзя приводить его в качестве аргумента.

  1. Ахмад ибн Ханбал

Он приводит в «Муснаде» пять хадисов без вставки с ссылкой на Зирра ибн Хубайша, и интересно то, что он не приводит хоть один хадис, который содержал бы вставку, а это доказывает, что такого хадиса не существовало вообще.

حدثنا عبد اللَّهِ حدثني أبي ثنا سُفْيَانُ بن عُيَيْنَةَ ثنا عَاصِمٌ عن زر عن عبد اللَّهِ عَنِ النبي صلى الله عليه وسلم: لاَ تَقُومُ السَّاعَةُ حتى يلي رَجُلٌ من أَهْلِ بيتي يواطي اسْمُهُ اسمي

От Абдуллы, от моего отца, от Суфьяна ибн Уяйна, от Асема, от Зирра, от Абдуллы ибн Мас'уда от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), что он сказал: «Час (Судного дня) не наступит, пока не явится человек из моего семейства, чье имя – подобно моему».

 

حدثنا عبد اللَّهِ حدثني أبي ثنا عُمَرُ بن عُبَيْدٍ عن عَاصِمِ بن أبي النَّجُودِ عن زِرِّ بن حُبَيْشٍ عن عبد اللَّهِ قال قال رسول اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: لاَ تنقضي الأَيَّامُ وَلاَ يَذْهَبُ الدَّهْرُ حتى يَمْلِكَ الْعَرَبَ رَجُلٌ من أَهْلِ بيتي اسْمُهُ يواطي اسمي

От Абдуллы, от моего отца, от Умара ибн Убайда, от Асема ибн Абин-наджуда, от Зирра ибн Хубайша, от Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Миру не придет конец, пока арабами не будет править человек из моего семейства, чье имя будет таким же, как и мое».

Аш-шейбани, Абу Абдулла Ахмад ибн Ханбал, (год смерти 241 г.л.х.), «Муснад Ибн Ханбал», том 1, стр. 376, 430, 448, 3571, 3572, 3573, 4098 и 4279, изд-во «Муассаса Куртуба», Египет.

  1. Абу Дауд Саджестани

Он также приводит этот хадис без вставки:

وقال في حديث سُفْيَانَ: لَا تَذْهَبُ أو لَا تَنْقَضِي الدُّنْيَا حتى يَمْلِكَ الْعَرَبَ رَجُلٌ من أَهْلِ بَيْتِي يواطىء اسْمُهُ اسْمِي

«Сказано в хадисе от Суфьяна: «Миру не придет конец, пока арабами не будет править человек из моего семейства, чье имя будет таким же, как и мое».

Ас-саджестани Аль Азди, Абу Дауд Сулейман ибн Аш’ас (год смерти 275 г.л.х.), «Сунан Аби Дауд», том 4, стр. 106-107, хадис 4282, исследовательская работа Мухаммада Мухьиддина Абдул Хамида, изд-во «Дар аль Фикр» - https://old.dovodi.ru/article/a-786.html

  1. Абу Иса Тирмизи

Тирмизи - один из самых авторитетных суннитских ученых приводит два предания, в которых присутствует только вставка «чье имя - подобно моему», и в конце их повествования подтверждает их достоверность.

حدثنا عُبَيْدُ بن أَسْبَاطِ بن مُحَمَّدٍ الْقُرَشِيُّ الْكُوفِيُّ قال: حدثني أبي حدثنا سُفْيَانُ الثَّوْرِيُّ عن عَاصِمِ بن بَهْدَلَةَ عن زِرٍّ عن عبد اللَّهِ قال قال رسول اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: لَا تَذْهَبُ الدُّنْيَا حتى يَمْلِكَ الْعَرَبَ رَجُلٌ من أَهْلِ بَيْتِي يُوَاطِئُ اسْمُهُ اسْمِي.

 قال أبو عِيسَى: وفي الْبَاب عن عَلِيٍّ وَأَبِي سَعِيدٍ وَأُمِّ سَلَمَةَ وَأَبِي هُرَيْرَةَ وَهَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيح.

Он приводит от Убайда ибн Асбата ибн Мухаммада аль Караши аль Куфи, от его отца, от Суфьяна Ас-сури, от Асема ибн Бахдалы, от Зирра ибн Хубайша, от Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Мир не прекратит своего существования, пока арабами не будет править человек из моего семейства, чье имя будет таким же, как и мое». Абу Иса говорит: «На эту тему существуют также хадисы от Али, Аби Саида, Умм Салямы, а также от Абу Хурайры. Данный хадис хороший и достоверный (хасан, сахих)».

Второе предание приводится следующим образом:

حدثنا عبد الْجَبَّارِ بن الْعَلَاءِ بن عبد الْجَبَّارِ الْعَطَّارُ حدثنا سُفْيَانُ بن عُيَيْنَةَ عن عَاصِمٍ عن زِرٍّ عن عبد اللَّهِ عن النبي صلي الله عليه وسلم قال: يَلِي رَجُلٌ من أَهْلِ بَيْتِي يُوَاطِئُ اسْمُهُ اسْمِي قال عَاصِمٌ وأنا أبو صَالِحٍ عن أبي هُرَيْرَةَ قال: لو لم يَبْقَ من الدُّنْيَا إلا يَوْمٌ لَطَوَّلَ الله ذلك الْيَوْمَ حتى يَلِيَ

Абдул Джаббар ибн аль Ула ибн Абдул Джаббар аль Аттар передает от Суфьяна ибн Уяйна, от Асема, от Зирра, от Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Придет человек из моего семейства, чье имя – подобно моему». От Абу Салиха, от Абу Хурайры, что он сказал: «Если миру останется только один день, то Аллах продлит этот день, пока не придет он». И в продолжении хадиса пишет:

قال أبو عِيسَى: هذا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ

«Данный хадис хороший и достоверный (хасан, сахих)».

Ат-тирмизи Ас-салами, Абу Иса Мухаммад ибн Иса (год смерти 279 г.л.х.), «Сунан Ат-тирмизи», том 5, стр. 505, хадис 505, 2230 и 1331, исследовательская работа Ахмада Мухаммада Шакира и других, изд-во «Дар ихья ат-турас аль араби», Бейрут - https://old.dovodi.ru/article/a-779.html

  1. Абу Саид Шаши

Шаши суннитский хадисовед шестого века по мусульманскому летоисчислению также приводит предание от Асема без вставки:

حدثنا أحمد بن زهير نا عبد الله بن داهر الرازي نا عبد الله بن عبد القدوس عن الأعمش عن عاصم بن ابى النجود عن زر عن عبد الله بن مسعود وقال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: لا تقوم الساعة حتى يملك رجل من اهل بيتى يواطى اسمه اسمى يملأ الأرض قسطا وعدلا كما ملئت ظلما وجورا

«От Ахмада ибн Зухейра, от Абдуллы ибн Дахира Ар-рази, от Абдуллы ибн Абдул Кудуса, от А'маша, от Асема ибн Абин-наджуда, от Зирра, от Абдуллы ибн Мас'уда, что Посланник Аллаха сказал: «Час Судного дня не наступит, пока не будет править человек из моего семейства, чье имя будет таким же, как и мое, и не наполнит мир справедливостью и равноправием, подобно тому, как был наполнен он злом и тиранией».

Аш-шаши, Абу Саид аль Хейсам ибн Кулейб (год смерти 335 г.л.х.), «Муснад Аш-шаши», том 2, стр. 110-111, хадис 635 и 636, исследовательская работа Махфуза Ар-рахмана Зейнуллы, изд-во «Мактабат аль улум валь хикам», Благословенная Медина, издание первое, год издания 1410 г.л.х. - https://old.dovodi.ru/article/a-1162.html

  1. Абу Саид А'раби

А'раби приводит одно предание без вставки

نا محمد، نا أبو الجواب، نا عمار بن رزيق، عن عاصم بن أبي النجود، عن زر، عن عبد الله بن مسعود قال: قال رسول الله صلي الله عليه وسلم: «لا تنقضي الدنيا حتى يلي من هذه الأمة رجل من أهل بيتي يواطئ اسمه اسمي

От Асема ибн Бахдалы, от Зирра, от Абдуллы ибн Мас'уда, что Посланник Аллаха сказал: «Мир не прекратит своего существования, пока арабами не будет править человек из моего семейства, чье имя будет таким же, как и мое».

Аль Басри Ас-суфи, Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад ибн Зияд ибн Бешр Ибн Дархам (год смерти 340 г.л.х.), «Му’джам ибн А'раби», том 2, стр. 290, согласно программе «Аль Джаме аль кабир».

  1. Ибн Хиббан Ат-тамими

Ибн Хиббан выдающийсяй суннитский ученый приводит предание от Асема без вставки:

وَحَدَّثَنَا الْفَضْلُ بْنُ الْحُبَابِ فِي عَقِبِهِ حَدَّثَنَا مُسَدَّدٌ حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ أَبُو شِهَابٍ حَدَّثَنَا عَاصِمُ بْنُ بَهْدَلَةَ عَنْ زِرٍّ عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: لَوْ لَمْ يَبْقَ مِنَ الدُّنْيَا إِلا لَيْلَةٌ لَمَلَكَ فِيهَا رَجُلٌ مِنْ أَهْلِ بَيْتِي اسْمُهُ اسْمِي

«От Фадла ибн Хубаба, от Мусаддада, от Мухаммада ибн Ибрахима Абу Шихаба, от Асема ибн Бахдалы, от Зирра, от Ибн Мас'уда, что Посланник Аллаха сказал: «Если до конца этого мира останется всего одна ночь, то Аллах растянет ее настолько, пока не будет править человек из моего семейства, чье имя будет таким же, как и мое».

Ат-тамими аль Басти, Абу Хатам Мухаммад ибн Хиббан ибн Ахмад (год смерти 354 г.л.х.), «Сахих Ибн Хиббан», том 13, стр. 284, исследовательская работа Шуайба аль Арнаута, изд-во «Муассаса ар-рисала», Бейрут, издание второе, год издания 1414 г.л.х., 1993 г.

В другом предании от Зирра ибн Хубайша приводится:

أَخْبَرَنَا مُحَمَّدُ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ أَبِي عَوْنٍ الرَّيَّانِيُّ قَالَ حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ الْمُنْذِرِ قَالَ حَدَّثَنَا ابْنُ فُضَيْلٍ قَالَ حَدَّثَنَا عُثْمَانُ بْنُ شُبْرُمَةَ عَنْ عَاصِمِ بْنِ أَبِي النَّجُودِ عَنْ زِرٍّ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم: يَخْرُجُ رَجُلٌ مِنْ أُمَّتِي يُوَاطِئُ اسْمُهُ اسْمِيوَخُلُقُهُ خُلُقِي فَيَمْلَؤُهَا قِسْطًا وَعَدْلا كَمَا مُلِئَتْ ظُلْمًا وَجَوْرًا

«От Мухаммада ибн Ахмада ибн Аби Ауна Ар-райяни, от Али ибн Мунзира, от Фудайла, от Усмана ибн Шубрума, от Асема ибн Абин-наджуда, от Зирра, от Абдуллы ибн Мас'уда, что Посланник Аллаха сказал: «Придет человек из моей Уммы, чье имя - подобно моему, и чей нрав - подобен моему нраву, и наполнит мир справедливостью и равноправием, подобно тому, как был наполнен он злом и несправедливостью».

Предыдущий источник, том 15, стр. 237, хадис 6825.

Признание достоверности предания посредством Албани

Албани ваххабитский муфтий подтвердил достоверность предания Абдуллы ибн Мас'уда.

Албани, Мухаммад Насер, «Сахих аль джаме ас-сагир», том 1, стр. 329, хадис 7275, согласно программе «Мактаба аш-шамиля» - https://old.dovodi.ru/article/a-780.html

Повествование и признание достоверности предания посредством других суннитских ученых

Ниже укажем адреса других источников, которые упоминают это предание с подобным содержанием:

Аш-шафеи, Абу Бакр Мухаммад ибн Абдулла ибн Ибрахим (год смерти 354 г.л.х.), «Китаб аль фаваид (Аль Гиланийят, том 4, стр. 383, хадис 414, исследовательская работа Хилми Камила Асада Абдул Хади, изд-во «Дар ан-нашр», «Дар Ибн Джузи», Саудовская Аравия, Эр-рияд, издание первое, год издания 1417 г.л.х., 1997 г.  

Ат-табарани, Абуль Касим Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб (год смерти 360 г.л.х.), «Му’джам аль кабир», стр. 131, хадис 10208, стр. 133, хадис 10214, 10215, стр. 134, хадис 10217, 10218, 10219, 10220, 10221, стр. 135, хадис 10223, 10225, стр. 136, хадис 10226, 10227, 10229, стр. 137, хадис 10230, исследовательская работа Хамди ибн Абдул Маджида Ас-салафи, изд-во «Мактабат аз-захра», Маусель, Ирак, издание второе, год издания 1404 г.л.х., 1983 г.

Аль Катии, Абу Бакр ибн Ахмад ибн Джафар ибн Хамдан (год смерти 368 г.л.х.), «Джузул аль альф динар, ва хувал хамес минал фаваид аль мутанакка вал афрад аль гараиб аль Хассан», том 1, стр. 202, исследовательская работа Бадр ибн Абдулла аль Бадр, изд-во «Дар Ан-нафаис», Кувейт, издание первое, год издания 1414 г.л.х., 1993 г.

Аль Исбахани, Абу Наим Ахмад ибн Абдулла (год смерти 430 г.л.х.), «Хильят аль аулия», том 5, стр. 75, изд-во «Дар аль китаб аль араби», Бейрут, издание четвертое, год издания 1405 г.л.х.).

Исбахани, Абу Наим Ахмад ибн Абдулла (год смерти 430 г.л.х.), «Тарих Исбахан», том 1, стр. 386, том 2, стр. 134, том 5, стр 4, том 7, стр. 445, исследовательская работа сейида Кусрави Хасана, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1410 г.л.х., 1990 г.

Ад-дани, Абу Амр Усман ибн Саид аль Мукри (год смерти 444 г.л.х.), «Сунан аль варида филь фитан ва гаваилиха вас саа ва ашратиха, том 5, стр. 1042, хадисы 556, 562, 563, 566, 567 и 568», исследовательская работа Зияулла ибн Мухаммад Идрис аль Мубаракфури, изд-во «Дар аль Асима», Эр-рияд, издание первое, год издания 1416 г.л.х.

Аль Макдиси Аш-шафеи Ас-салами Джамалуддин, Юсеф ибн Яхья ибн Али (год смерти 685 г.л.х.), «Акд ад-дурар фи ахбар аль мунтазар», том 1, стр. 90-91, согласно программе «Аль Джаме аль кабир».

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Сейр а’лам ан-нубала», том 11, стр. 472, исследовательская работа Шуайба аль Арнаута, Мухаммада Наима аль Арксуси, изд-во «Муассаса ар-рисала», Бейрут, издание девятое, год издания 1413 г.л.х.

Аз-захаби Аш-шафеи, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман (год смерти 748 г.л.х.), «Тарих аль ислам вал вафийят аль машахир вал а'лам», том 18, стр. 379, исследовательская работа д. Умара Абдус-салама Тедмури, изд-во «Дар аль кутуб аль араби», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1407 г.л.х., 1987 г.

Ибн Халдун аль Хадрами, Абдур-рахман ибн Мухаммад (год смерти 808 г.л.х.), «Мукаддима Ибн Халдун», том 1, стр. 312, изд-во «Дар аль калам», Бейрут, издание пятое, год издания 1984 г.

  1. Передача от Хузайфы ибн Ямана

Хузайфа был одним из сподвижников Пророка и передает данный хадис без вставки «и имя его отца - подобно имени моего отца».

1) Аль Макдиси Аш-шафеи

В своей книге он приводит от Хузайфы:

وعن حذيفة رضي الله عنه قال: خطبنا رسول الله صلى الله عليه وسلم فذكرنا رسول الله صلى الله عليه وسلم بما هو كائن، ثم قال: لو لم يبق من الدنيا إلا يوم واحد لطول الله عز وجل ذلك اليوم، حتى يبعث في رجلاً من ولدي اسمه اسمي. فقام سلمان الفارسي رضي الله عنه فقال: يا رسول الله، من أي ولدك؟ قال: هو من ولدي هذا، وضرب بيده على الحسين عليه السلام.

أخرجه الحافظ أبو نعيم، في صفة المهدي

«Посланник Аллаха прочитал нам проповедь, рассказав в ней о грядущих событиях: «Если до конца этого мира останется всего один день, то Аллах растянет его настолько, пока не ниспошлет человека, являющимся потомком моих сыновей, чье имя - подобно моему». Тут встал Салман и переспросил Пророка: «Этот человек, потомок которого из твоих сыновей?» «Потомок этого моего сына», - сказал Пророк и дотронулся рукой Хусейна». Это предание приводится в книге «Сифат аль Махди» Абу Наима Аль Исфахани.

Аль Макдиси Аш-шафеи Ас-салами Джамалуддин, Юсеф ибн Яхья ибн Али (год смерти 685 г.л.х.), «Акд ад-дурар фи ахбар аль мунтазар», том 1, стр. 82, согласно программе «Аль Джаме аль кабир».

2) Мухиббудин Табари

Мухиббудина Табари также повествует в передаче от Хузайфы без вставки:

عن حذيفة أن النبي صلى الله عليه وسلم قال لو لم يبق من الدنيا إلا يوم واحد لطول الله ذلك اليوم حتى يبعث رجلا من ولدي إسمه كاسمي فقال سلمان: من أي ولدك يا رسول الله؟ قال: من ولدي هذا وضرب بيده على الحسين

От Хузайфы от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует!): «Если до конца этого мира останется всего один день, то Аллах растянет его настолько, пока не ниспошлет одного из моих сыновей, чье имя - подобно моему. Салман спросил Пророка: «Этот человек, потомок которого из твоих сыновей?» «Потомок этого моего сына», - сказал Пророк и дотронулся рукой Хусейна».

Ат-табари, Абу Джафар Мухиббуддин Ахмад ибн Абдулла ибн Мухаммад (год смерти 694 г.л.х.), «Захаир аль укба фи манакиб завил курба», том 1, стр. 136, издатель «Дар аль кутуб аль мисрийя», Египет.

Это предание достоверно с точки зрения Табари, так как, он до него приводит другой хадис и говорит:

«Махди - потомок Фатимы (мир ей!)». Он вслед за повествованием этого хадиса констатирует:

فيحمل ما ورد مطلقا فيما تقدم على هذا المقيد

«Приведенные ранее хадисы, обладающие общим смыслом, обуславливаются данным преданием, в котором присутствует оговорка, таким образом, это означает, что Махди - потомок Имама Хусейна (мир ему!)».

Предыдущий источник, том 1, стр. 137.

  1. Мухаммад ибн Аби Бакр аль Ханбали

وقال الطبراني حدثنا محمد بن زكريا الهلالي حدثنا العباس ابن بكار حدثنا عبد الله بن زياد عن الأعمش عن زر بن حبيش عن حذيفة قال خطبنا النبي صلى الله عليه وسلم فذكر ما هو كائن ثم قال لو لم يبق من الدنيا إلا يوم واحد لطول الله ذلك اليوم حتى يبعث رجلا من ولدي اسمه اسمي ولكن هذا إسناد ضعيف

 Ат-табарани приводит от Мухаммада ибн Закарийи аль Хилали, от Аббаса ибн Бекара, от Абдуллы ибн Зияда, от А'маша, от Зирра ибн Хубайша, от Хузайфы: «Посланник Аллаха прочитал нам проповедь и рассказал о грядущих событиях: «Если до конца этого мира останется всего один день, то Аллах растянет его настолько, пока не будет ниспослан один из моих сыновей, чье имя будет таким же, как и мое. Однако, иснад данного хадиса слаб».

Аз-зираи, Ад-дамешки аль Ханбали, Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Аби Бакр Айюб (известный как «Ибн аль Кайем аль Джузийя»), (год смерти 751 г.л.х.), «Аль Манар аль муниф фис-сахих вад-даиф», том 1, стр. 148, хадис 339, исследовательская работа Абдул Фаттаха Абу Гаде, изд-во «Мактаб аль матбуат аль исламийя», Алеппо, издание второе, год издания 1403 г.л.х.

  1. Джалалуддин Суюти

Суюти один из выдающихся суннитских комментаторов Корана и знатоков хадиса также приводит предание в передаче от Хузайфы с ссылкой на Абу Наима.

Суюти, Джалалуддин Абул Фадл Абдур-рахман ибн Аби Бакр (год смерти 911 г.л.х.), «Аль Хави лиль фатава», том 2, стр. 60, исследовательская работа Абдул Латифа Хасана Абдур-рахмана, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1421 г.л.х., 2000 г.

  1. Передача Абдуллы ибн Умара

Один из тех, кто приводит хадис от Пророка без дополнительной вставки, это - Абдулла ибн Умар, сын второго халифа Умара ибн Хаттаба. 

Макдиси Шафеи в книге «Акд ад-дурар» передает следующим образом:

وعن عبد الله بن عمر، رضي الله عنهما قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: يخرج في آخر الزمان رجل من ولدي،اسمه كاسمي، وكنيته ككنيتي، يملأ الأرض عدلاً، كما ملئت جوراً

«От Абдуллы ибн Умара, что Посланник Аллах сказал: «В Конце Времен придет один из моих сыновей, чье имя - подобно моему, и его кунья будет похожа на мою кунью, и наполнит мир справедливостью и равноправием, подобно тому, как был наполнен он злом и бесчестием».

Аль Макдиси Аш-Шафеи Ас-Салми Джамалуддин, Юсеф ибн Яхья ибн Али (год смерти 685 г.л.х.), «Акд ад-дурар фи ахбар аль мунтазар», том 1, стр. 95, исследовательская работа Шейх Мухайб Ибн Салих Ибн Абдур Рахман Аль-Буруни, изд-во «Мактабат аль манар», Эз-Зарка, Иордания, издание второе, год издания 1410 г.л.х. – 1989 г. - https://old.dovodi.ru/article/a-1161.html

  1. Передача Ибн Аббаса

От Зирра ибн Хубайша также приводится этот хадис в передаче Ибн Аббаса, одного из сподвижников Пророка, без вставки «и имя его отца - подобно имени моего отца», который суннитские ученые повествуют в своих книгах. Абу Саид Шаши один из хадисоведов приводит:

حدثنا ابن أبى خيثمة نا يعقوب بن كعب الأنطاكي نا أبى عن عبد الملك بن أبى غنية عن عاصم عن زر عن ابن عباس قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: لا تنقضى الدينا حتى يبعث الله رجلا من أمتي يواطى اسمه اسمى

«Ибн Аби Хайсама от Якуба ибн Ка'ба аль Интаки, от Абдул Малика от Аби Ганийя, от Асема, от Зирра, от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха сказал: «Мир не прекратит свое существование, пока не будет ниспослан человек из моей Уммы (чтобы править), чье имя такое же, как и мое».

Аш-шаши, Абу Саид аль Хейсам ибн Кулейб (год смерти 335 г.л.х.), «Муснад Аш-шаши», том 2, стр. 111, хадис 636, исследовательская работа Махфуза Ар-рахмана Зейнуллы, изд-во «Мактабат аль улум валь хикам», Благословенная Медина, издание первое, год издания 1410 г.л.х. - https://old.dovodi.ru/article/a-1162.html

Са'дуддин Тафтазани известный суннитский ученый в науке калам (схоластика) в книге «Шарх аль макасид» пишет, что о пришествии его светлости Махди (мир ему!) существует достоверные предания, в том числе от Ибн Аббаса:

 خاتمة مما يلحق بباب الإمامة بحث خروج المهدي ونزول عيسى صلى الله عليه وسلم وهما من أشراط الساعة وقد وردت في هذا الباب أخبار صحاح وإن كانت آحادا ويشبه أن يكون حديث خروج الدجال متواتر المعنى أما خروج المهدي فعن ابن عباس رضي تعالى عنه أنه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم لا تذهب الدنيا حتى يملك العرب رجل من أهل بيتي يواطيء اسمه اسمي

«Заключение: все то, что относится к теме имамата, это приход Махди и снисхождение Иисуса (благословение и мир Аллаха ему!). Эти два обстоятельства являются признаками наступления Часа Судного дня. На эту тему существуют достоверные хадисы, хоть они и единичные (хадас «ахад»). Предания о Даджале (ЛжеМахди) по смыслу - «мутаватир», т.е. с многочисленным повествованием, а о приходе Махди приводится предание от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха сказал: «Мир не придет к концу, пока арабами не будет править человек из моего семейства, чье имя - подобно моему».

Тафтазани, Са'дуддин Мас'уд ибн Умар ибн Абдулла (год смерти 791 г.л.х.), «Шарх макасид фи илм аль калам», том 2, стр. 307, изд-во «Дар аль маариф ан-ну'манийя», Пакистан, издание первое, год издания 1401 г.л.х., 1981 г. - http://shamela.ws/rep.php/book/1225

  1. Передача Абу Саида Худри

Передача Абу Саида Худри считается одним из путей передачи предания от Пророка, в котором отсутствует вставка «и имя его отца - подобно имени моего отца».

Ибн Хаммад приводит от Абу Саида Худри следующее:

حدثنا الوليد عن أبي رافع عمن حدثه عن أبي سعيد الخدري رضى الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قالاسم المهدي اسمي

«Валид от Аби Рафе, от Абу Саида Худри (да будет доволен им Аллах!) от Пророка (благословение и мир Аллаха ему!): «Имя Махди - мое имя»».

Аль Марвази, Наим ибн Хаммад Абу Абдулла (год смерти 288 г.л.х.), «Китаб аль фитан», том 1, стр. 368, хадис 1080, исследовательская работа Самира Амина Аз-зухри, изд-во «Мактабат ат-таухид», Каир, издание первое, год издания 1412 г.л.х. - https://old.dovodi.ru/article/a-1163.html

  1. Передача повелителя правоверных Али ибн Аби Талиба (мир ему!)
  • Повествование Аби Дауда Саджестани в книге «Сунан»

Аби Дауд приводит в передаче от Али (с иснадом о котором существуют разногласия), что он сказал:

قال أبو دَاوُد حُدِّثْتُ عن هَارُونَ بن الْمُغِيرَةِ قال ثنا عَمْرُو بن أبي قَيْسٍ عن شُعَيْبِ بن خَالِدٍ عن أبي إسحاق قال قال عَلِيٌّ رضي الله عنه وَنَظَرَ إلى ابنة الْحَسَنِ فقال إِنَّ ابْنِي هذا سَيِّدٌ كما سَمَّاهُ النبي صلى الله عليه وسلم وَسَيَخْرُجُ من صُلْبِهِ رَجُلٌ يُسَمَّى بِاسْمِ نَبِيِّكُمْ يُشْبِهُهُ في الْخُلُقِ ولا يُشْبِهُهُ في الْخَلْقِ ثُمَّ ذَكَرَ قِصَّةً يَمْلَأُ الْأَرْضَ عَدْلًا

«Аби Дауд повествует от Харуна ибн Мугайры, от Амра ибн Аби Кейса, от Шу'айба ибн Халида, от Аби Исхака, что Али, посмотрев на своего сына Хасана, сказал: «Мой сын - сейид (т.е. предводитель, господин), так, как его назвал Пророк (да благословит и приветствует его Аллах!). Один из его потомков, чье имя, будет именем вашего Пророка, и будет похож на него нравом, но внешностью не будет походить на него, придет (и рассказал историю, связанную с этим) и наполнит мир справедливостью».

Ас-Саджестани Аль Азди, Аби Дауд Сулейман ибн Аш’ас (год смерти 275 г.л.х.), «Сунан Аби Дауд», том 4, стр. 108, хадис 4290, исследовательская работа Мухаммада Мухьиддина Абдул Хамида, изд-во «Дар аль Фикр» - https://old.dovodi.ru/article/a-1170.html

 

  • Повествование Наима ибн Хаммада в «Аль Фитан»

Наим ибн Хаммад в «Аль Фитан» повествует:

حدثنا غير واحد عن ابن عياش عمن حدثه عن محمد بن جعفر عن علي بن أبي طالب رضى الله عنه قال سمى النبي صلى الله عليه وسلم الحسن سيدا وسيخرج من صلبه رجل اسمه اسم نبيكم يملأ الأرض عدلا كما ملئت جورا

«От нескольких рассказчиков, от Ибн Айяша, о том, что передано от Мухаммада ибн Джафар от Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах!), что он сказал: Пророк назвал моего сына Хасана - сейидом (предводитель). Один из его потомков, чье имя, будет именем вашего Пророка, придет и наполнит мир справедливостью».

Аль Марвази, Наим ибн Хаммад Абу Абдулла Наим ибн Хаммад (год смерти 288 г.л.х.), «Китаб аль фитан», том 1, стр. 374, хадис 1113, исследовательская работа Самира Амина Аз-зухри, изд-во «Мактабат ат-таухид», Каир, издание первое, год издания 1412 г.л.х. - https://old.dovodi.ru/article/a-1163.html

Резюме первой части и выводы

Итак, предания от Посланника Аллаха о благословенном имени Махди, которые соответствуют шиитской доктрине, другими словами предания без вставки «и имя его отца - подобно имени моего отца», существуют в суннитских источниках и передаются несколькими путями, согласно утверждению суннитских ученых и их принципам, они находят достоверными два иснада, это от Абу Хурайры и с ссылкой на Амра ибн Мурру ибн Абдуллу ибн Мас'уда. Также для них достоверен хадис от Асема ибн Бахдалы, от Абдуллы ибн Мас'уда, хотя Асем - «мудтараб аль хадис».

Остальные же пути передач хадиса также подтверждают положение этих преданий, поэтому группа хадисов, не содержащих вставку, а содержащих только «его имя - подобно моему имени», укрепляются посредством них и благодаря им даже достигают уровня «таватура».

Страница 2 из 4«1234»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация