Скачать статью в формате:

Признавал ли его светлость Повелитель правоверных Али Ибн Абу Талиб (мир ему!) легитимным халифат и власть Абу Бакра и Умара?

Ответ:

В своем письме, адресованном Муавие, Имам Али (да будет мир с ним!) пишет следующее:

 إِنَّهُ بَايَعَنِي الْقَوْمُ الَّذِينَ بَايَعُوا أَبَا بَكْرٍ وَ عُمَرَ وَ عُثْمَانَ عَلَى مَا بَايَعُوهُمْ عَلَيْهِ فَلَمْ يَكُنْ لِلشَّاهِدِ أَنْ يَخْتَارَ وَ لا لِلْغَائِبِ أَنْ يَرُدَّ وَ إِنَّمَا الشُّورَى لِلْمُهَاجِرِينَ وَ الْأَنْصَارِ فَإِنِ اجْتَمَعُوا عَلَى رَجُلٍ وَ سَمَّوْهُ إِمَاماً كَانَ ذَلِكَ لِلَّهِ رِضًا فَإِنْ خَرَجَ عَنْ أَمْرِهِمْ خَارِجٌ بِطَعْنٍ أَوْ بِدْعَةٍ رَدُّوهُ إِلَى مَا خَرَجَ مِنْهُ فَإِنْ أَبَى قَاتَلُوهُ عَلَى اتِّبَاعِهِ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ وَ وَلَّاهُ اللَّهُ مَا تَوَلَّى.

«Поистине, присягали мне люди, присягавшие Абу Бакру, Умару и Усману той же самой присягой, поэтому не мог присутствующий выбирать и не мог отсутствующий отрицать. Поистине, совет надлежит мухаджирам и ансарам, и если собрались вокруг некоего человека и именовали его Имамом, то было это к довольству Аллаху, если же кто вышел из общего дела неподчинением или нововведением, то вернут они его на оставленную позицию, а если откажется, то станут они сражаться с ним за следование путем, отличным от пути верующих, так, что Аллах наставит его на то, от чего он отвратился».

«Нахдж аль Балага», письмо 6

Ссылаясь на приведенное письмо, некоторые ученые, приводят его в качестве доказательства законности правления Абу Бакра и Умара. Они утверждают: «В своем письме Имам ясно указывает на то, что согласия (иджма) мухаджиров и ансаров достаточно для избрания имама. Таким образом, они считают, иджма дает легитимность их правлению, ведет к довольству Аллаха, и что оно служит укором, тем, кто отрицает его. Более того, считают дозволенным сражаться против тех, кто отвергает иджма».

Чтобы опровергнуть подобные заявления, мы подробно исследуем письмо повелителя правоверных Али (да будет мир с ним!).

Чтобы опровергнуть Муавию Имам Али (мир ему!) основывался на логике и доводах Муавии

Безусловно, в рассматриваемом письме, имам не пытается разъяснить некий общий принцип, а обращается с доводами к своему наизлейшему врагу – Муавие, который убежден в легитимности правления халифов посредством применения иджма мухаджиров и ансаров. Здесь имам в качестве аргументации приводит убеждения и деяния самого врага, чтобы доказать свою правоту, согласно аяту – «Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещеванием и препирайся с ними тем, что лучше».

Коран, сура 16, аят 125

Иными словами, обращаясь к Муавие, который был назначен Умаром, а впоследствии Усманом правителем Шама (Сирии), и считал их законными халифами, он хотел сказать: «Если критерием легитимности их правления ты считаешь согласие муджахидов и ансаров, то, следовательно, в отношении меня применим этот же критерий».

Необходимо отметить, что составитель Нахджал аль Балаги имел цель собрания и повествования исключительно красноречивых слов имама, поэтому письмо упоминается им частично. Существуют также полная версия письма, вошедшего в книги таких ученых как Наср ибн Музахим и Ибн Кутайба Дейнури.

Итак, в начале его письма приводится:

فإنّ بيعتي بالمدينة لزمتك و أنت بالشام.

«Присяга Абу Бакру и Умару проводилась в Медине, хотя ты (Муавийя) присягнул им, находясь в Шаме. Тебе не избежать заключения со мной союза».

Источники: «Вакат ас-сиффин», Ибн Музахим аль Манкари, стр. 29, комментирование Абдус-салама Мухаммада Харуна, издание «Муассаса аль арабийя аль хадиса валь имама вас-сияса», Ибн Кутайба Дейнури, комментирование Шири, том 1, стр. 113, также комментирование Аз-зайни, том 1, стр. 84, «Аль Манакиб», Муваффак аль Хаваризми (год смерти 568), стр. 202, комментирование шейх Малика Махмуди, издание «Джамиат мадрасатайн кум», «Джавахир аль маталиб», Ибн Дамишки Шафии, том 1, стр. 367, комментирование шейха Махмуди, издание: «Маджма ихъя ас-сакафа аль исламийя», «Тарих мадинат ад-дамишк», Ибн Асакир, том 59, стр. 128, комментирование Шири, издание «Дар аль фикр», «Шарх нахдж аль Балага», Ибн абил Хадид, том 3, стр. 75, также том 14, стр. 35 и 43

Это высказывание имама служит ответом на слабый довод Муавии, который причиной своего неповиновения называет уклонение сирийцев от принесения присяги имаму Али:

 وأما قولك أنّ بيعتي لم تصحّ لأنّ أهل الشام لم يدخلوا فيها كيف وإنّما هي بيعة واحدة ، تلزم الحاضر والغائب ، لا يثنى فيها النظر ، ولا يستانف فيها. 

«Твои речи, что ты не присягнул, потому что сирийцы уклонились сделать это, безосновательны. Ибо, присяга, принесенная халифу в столице исламского государства, распространяется как на присутствующих, так и на отсутствующих. Заключив союз, никто не имеет право изменить свою позицию, как и недопустимо возобновление акта присяги».

«Шарх нахдж аль Балага», Ибн абил Хадид, том 14, стр. 43, «Бихар аль анвар», Аллама Маджлиси, том 33, стр. 82, «Аль Гадир», Аллама Амини, том 10, стр. 320, «Надж ас-саада», Махмуди, том 4, стр. 263.

В заключительной части своего письма, его светлость упоминает о нарушении Талхой и Зубайром принесенной ими присяги, требуя у Муавии, уподобиться другим мусульманам, нарушивших присягу и подчиниться ему, в противном случае, ему не избежать войны с имамом. Он пишет:

وإن طلحة والزبير بايعانى ثم نقضا بيعتى، وكان نقضهما كردّهما، فجاهدتهما . على ذلك حتى جاء الحق وظهر أمر اللّه وهم كارهون. فادخل فيما دخل فيه المسلمون، فإن أحب الأمور إلى فيك العافية، إلا أن تتعرض للبلاء . فإن تعرضت له قاتلتك واستعنت اللّه عليك.

«Воистину, Талха и Зубайр, заключив со мной союз, расторгли его. Расторжение союза со мной означало – непризнание (законности моей власти). Поэтому я пошел войной против них. Пока истина не восторжествовала, хотя они уклонялись. Так, присягни, как сделали это другие мусульмане. Я желаю тебе лучшего, в противном случае, я пойду на тебя войной, призвав Аллаха себе в помощники». 

«Вакат ас-сиффин», стр. 20 и 29, «Аль имама вас-сияса», том 1, стр. 113, «Манакиб аль Хаваризми», стр. 202, «Джавахир аль маталиб», том 1, стр. 367, «Тарих мадинат дамишк», Ибн Асакир, том 59, стр. 128, «Шарх нахдж аль Балага», Ибн абил Хадид, том 14, стр. 36.

Если, Имам (мир ему!) считал правление предшествующих ему трех халифов легитимным, то почему сам отказался им присягать?

Отказ Имама (мир ему!) в присяге халифам – неопровержимый исторический факт, зафиксированный в самых компетентных суннитских источниках. Мухаммад ибн Исмаил Бухари пишет:

وعاشت بعد النبي صلى الله عليه وسلم، ستة أشهر فلما توفيت دفنها زوجها على ليلا ولم يوءذن بها أبا بكر وصلى عليها وكان لعلى من الناس وجه حياة فاطمة فلما توفيت استنكر على وجوه الناس فالتمس مصالحة أبى بكر ومبايعته ولم يكن يبايع تلك الأشهر.

«После смерти отца Фатима Захра прожила шесть месяцев. Когда она умерла, ее похоронил супруг, который выполнил похоронную молитву (джаназа). Абу Бакр не был допущен до молитвы и похорон. При жизни Фатимы ее супруг Али пользовался уважением среди людей, но как только она покинула этот мир, люди отвернулись от него. Тогда Али присягнул Абу Бакру, ибо в последние шесть месяцев жизни Фатимы он отказывался принимать законность власти халифа».

«Сахих аль Бухари, том 5, стр. 82» - https://old.dovodi.ru/article/a-352.html

Но, эту присягу Имам Али (мир ему!) принес под давлением, о чем свидетельствует его письмо:

إنّي كنت أقاد كما يقاد الجمل المخشوش حتى أبايع .

 «Они вели меня, как верблюда за кольцо, чтобы я принес присягу».

(«Нахдж аль Балага, письмо 28»)

Удивительнее всего, что когда Али (мир ему!) привели в мечеть и велели ему присягнуть, он отказался, возразив: «А что будет, если я не захочу этого делать? В ответ он услышал: «Клянемся Всевышним, не имеющим себе сотоварищей, твоя голова спадет с плеч!»

«В таком случае вы убьете раба божьего и брата посланника Аллаха!» - ответил он.

Абу Бакр решил не отвечать и предпочел молчание.

فقالوا له : بايع . فقال : إن أنا لم أفعل فمه ؟ ! قالوا : إذا والله الذي لا إله إلا هو نضرب عنقك ! قال : إذا تقتلون عبد الله وأخا رسوله . وأبو بكر ساكت لا يتكلم.

 «Аль имама вас-сияса» с комментариями Аш-шири, раздел 30, «О том, как Али присягал»

Удивительнее то, что в книге «Исбат аль Васийя» принадлежащей Масуди со слов Удай ибн Хатама повествуется: «Клянусь Аллахом, мое сердце сжалилось при виде того, как имама Али приволокли в мечеть для присяги, и повели к Абу Бакру.

Ему велели:  «Присягни».

Когда он отказался повиноваться, то пригрозили: «Мы отсечем тебе голову». Али устремил взор к небу и произнес: «О, Аллах! Ты свидетель того, что они желают убить меня, Я – раб Господа, и брат посланника Его!». Ему велели протянуть руку и присягнуть, но он сжал руку в кулак. Тогда все собравшиеся попытались разжать руку имама, но не смогли сделать этого. Абу Бакру ничего не оставалось, как коснуться зажатого кулака Имама (мир ему!) в знак присяги».

فروي عن عدي بن حاتم أنه قال : والله ، ما رحمت أحدا قط رحمتي علي بن أبي طالب عليه السلام حين اتى به ملببا بثوبه يقودونه إلى أبي بكر وقالوا : بايع ، قال : فإن لم أفعل ؟ قالوا : نضرب الذي فيه عيناك ، قال : فرفع رأسه إلى السماء ، وقال : اللهم إني اشهدك أنهم أتوا أن يقتلوني فإنى عبد الله وأخو رسول الله ، فقالوا له : مد يدك فبايع فأبى عليهم فمدوا يده كرها ، فقبض على أنامله فراموا بأجمعهم فتحها فلم يقدروا ، فمسح عليها أبو بكر وهي مضمومة ... .

 «Исбат аль васийя», Масуди, стр. 146, «Аш-шафи», том 3, стр. 244, «Илмал якын», том 2, стр. 386, 388, «Бейт аль ахзан», Мухаддис аль Кумми, стр. 118, «Асрар аль фатимийя», шейх Мухаммад Фадель аль Масуди, стр. 122, «Илмаль якын», Аль Кашани, стр. 686, «Аль максад ас-салис», «Аль худжум ала бейт фатима», Абдиз Захра Махди, стр. 136, 343

Повелитель правоверных считал традицию двух халифов незаконной

Если бы имам признавал легитимность их халифата, то почему в день совета (аш-шура) состоящего из шести человек, имам трижды отказался следовать сунне предшествующих халифов, дабы ему присягнули. Он заявил, что в своем правлении будет придерживаться курса Корана и пророка, ведь следуя этим двум нет никакой необходимости в традиции халифов.    

Выдающийся суннитский историк передает данное событие таким образом:

وخلا بعلي بن أبي طالب ، فقال : لنا الله عليك ، إن وليت هذا الامر ، أن تسير فينا بكتاب الله وسنة نبيه وسيرة أبي بكر وعمر . فقال : أسير فيكم بكتاب الله وسنة نبيه ما استطعت . فخلا بعثمان فقال له : لنا الله عليك ، إن وليت هذا الامر ، أن تسير فينا بكتاب الله وسنة نبيه وسيرة أبي بكر وعمر . فقال : لكم أن أسير فيكم بكتاب الله وسنة نبيه وسيرة أبي بكر وعمر ، ثم خلا بعلي فقال له مثل مقالته الأولى ، فأجابه مثل الجواب الأول ، ثم خلا بعثمان فقال له مثل المقالة الأولى ، فأجابه مثل ما كان أجابه ، ثم خلا بعلي فقال له مثل المقالة الأولى ، فقال : إن كتاب الله وسنة نبيه لا يحتاج معهما إلى إجيرى أحد . أنت مجتهد أن تزوي هذا الامر عني . فخلا بعثمان فأعاد عليه القول ، فأجابه بذلك الجواب ، وصفق على يده .

 «Абдур рахман ибн Ауф оставшись наедине с Али ибн аби Талибом, сказал ему: «Мы присягнем тебе в том случае, если ты, придя к власти, будешь следовать Корану и придерживаться Сунне пророка и двух халифов». Али сказал: «Я намерен придерживаться лишь Корану и сунне пророка». Тогда Абдур рахман пришел к Усману и предложил ему тоже самое, что и Али. Тот принял предложение.   Абдур рахман во второй раз пришел к имаму с тем же самым условием, но Али дал такой же ответ, что и в первый раз. Ибн Ауф направился к Усману во второй раз, и услышал от него такой же ответ, что и первый раз. На третий раз, Али сказал: «Имея Коран и Сунну пророка, нет необходимости следования чьей-либо другой традиции. Ты стремишься отстранить меня от халифата».

Тогда Абдуррахман пришел к Усману, который подтвердил свою готовность следовать традиции Корана, Пророка и двух халифов. Так Абдуррахман пожал руку Усману в знак присяги».

«Тарих аль Якуби», Аль Якуби, том 2, стр. 162

В своем «Муснаде» Ахмад ибн Ханбал приводит:

عن أبي وائل قال قلت لعبد الرحمن بن عوف كيف بايعتم عثمان وتركتم عليا رضي الله عنه قال ما ذنبي قد بدأت بعلي فقلت أبايعك على كتاب الله وسنة رسوله وسيرة أبي بكر وعمر رضي الله عنهما قال فقال فيما استطعت قال ثم عرضتها على عثمان رضي الله عنه فقبلها .

«Аби Ваиль спросил у Абдур рахман ибн Ауфа как он смог присягнуть Усману, а не Али, на что он ответил: «Здесь нет моей вины. Я сказал ему, что присягну, если он, будучи, у власти последует традиции Корана, пророка и двух халифов. Али отказался, тогда я предложил Усману тоже самое, что и Али. Тот согласился, и я присягнул ему».

Ахмад Ибн Ханбал, Муснад, том 1, стр. 75 - https://old.dovodi.ru/article/a-355.html; Маджмауз заваид, Хейсами, том 5, стр. 185; Тариху мадинати дамашк, Ибн Асакир, том 39, стр. 202; Усдул габа, Ибн аль Асир, том 4, стр. 32.

Слова Али означают, что Коран и Сунна пророка – совершенны, и нет необходимости в приобщении какой-либо другой сунны к ним. Другими словами, причина из-за которой имам Али не признает традицию первых двух халифов то, что их традиция не считается частью Ислама и не обладает легитимностью.

Абдур рахман ибн Ауф знал, что Али не примет его условия, и не пойдет у него на поводу. Практически он стремился лишь отстранить Али от власти, тем самым предоставить власть тому, кому она не принадлежит по праву.

Если бы Али признавал законность традиции первых двух халифов, то оказавшись перед выбором, он ни за что не отказался бы от власти, чтобы не пришлось ждать халифата еще целых 12 лет.

Во время своего правления ему также поступило подобное предложение от Рабиа ибн Шидада Хасами. Но Али жестко отвечал:

ويلك لو أن أبا بكر وعمر عملا بغير كتاب الله وسنة رسول الله صلى الله عليه وسلم لم يكونا على شئ من الحق فبايعه ... .

 «Горе тебе, если ты присягнул Абу Бакру и Умару, а они не следовали Корану и традиции пророка и не были на истинном пути!»

«Тарих ат-табари», том 4, стр. 56 - http://islamport.com/w/tkh/Web/336/1116.htm

 Признавал ли Имам Али (мир ему!) законным халифа, избранного советом?

وَ إِنَّمَا الشُّورَى لِلْمُهَاجِرِينَ وَ الْأَنْصَارِ فَإِنِ اجْتَمَعُوا عَلَى رَجُلٍ وَ سَمَّوْهُ إِمَاماً كَانَ ذَلِكَ لِلَّهِ رِضًا

«Поистине, совет надлежит мухаджирам и ансарам, и если собрались вокруг некоего человека и именовали его имамом, то было это к довольству Аллаха».

Несмотря на то, что некоторые пытаются, опираясь на этот отрывок из письма, аргументировать законность совета из мухаджиров и ансаров, следует выявить несколько моментов, которые помогут убедиться в обратном:

  1. Муавия не является ни из числа мухаджиров, ни ансаров.

Али (мир ему!) обращается к Муавие, который желает поставить под сомнение его власть, говоря:

«Поистине, совет надлежит мухаджирам и ансарам» Допустим, что выбор халифа посредством совета легитимен, однако в совете должны принимать участие только мухаджиры и ансары, коим Муавия не является. Ведь он вынужденно принял ислам при взятии Мекки».

При сражении Сиффин, Имам (мир ему!) откровенно описал сторонников Муавии таким образом:

فَوَ الَّذِي فَلَقَ الْحَبَّةَ وَ بَرَأَ النَّسَمَةَ مَا أَسْلَمُوا وَ لَكِنِ اسْتَسْلَمُوا وَ أَسَرُّوا الْكُفْرَ فَلَمَّا وَجَدُوا أَعْوَاناً عَلَيْهِ أَظْهَرُوهُ .

 «Клянусь Богом, который разделил зерно и сотворил все существа! Они вошли в Ислам, не приняв его сердцем. Неверие таится глубоко в их душах, поэтому, встретив себе подобных сторонников, они проявили свое неверие».

«Нахдж аль Балага, хутба 16

Аммар Ясир, один из верных сподвижников имама Али (мир ему!), также говорит по этому поводу в день Сиффейна:

واللّه ما أسلموا ، ولكن استسلموا وأأَسَرُّوا الْكُفْرَ فَلَمَّا رأوا عليه أَعْوَاناً عَلَيْهِ أَظْهَرُوهُ .

«Клянусь Всевышним, они приняли ислам, хотя сердца их не верили. Когда обрели себе подобных соратников – то проявили свое неверие открыто».

Маджма аз-заваид, Хейсами, том 1, стр. 113 - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=87&ID=90&idfrom=424&idto=445&bookid=87&startno=19

Итак, после сражения и взятия Мекки, никто из мусульман не имел права называться мухаджиром, о чем свидетельствует Бухари:

لاَ هِجْرَةَ بَعْدَ فَتْحِ مَكَّةَ .

 «Нет переселению (хиджра) после захвата Мекки».

«Сахих аль Бухари», том 4, стр. 38, хадис 3079, «Китаб аль Джихад вас сияр», раздел 194, «О том, что нет хиджры после взятия Мекки»

От Аиши приводится, что:

انْقَطَعَتِ الْهِجْرَةُ مُنْذُ فَتَحَ اللَّهُ عَلَى نَبِيِّهِ صلى الله عليه وسلم مَكَّةَ.

«С тех пор, как Всевышний Аллах ниспослал победу над Меккой, переселение мусульман из нее в Медину прекратилось».

«Сахих аль Бухари», том 4, стр. 38, хадис 3080, «Китаб аль Джихад вас-сияр», раздел 194, «О том, что нет хиджры после взятия Мекки».

  1. Абу Бакр пришел к власти в результате неожиданных стечений обстоятельств

Абу Бакр пришел к власти не на основании совета, как говорил об этом сам:

إنّ بيعتي كانت فلتة وقى اللّه شرّها وخشيت الفتنة .

«Союз со мной был заключен внезапно, без размышлений. Аллах устранил зло этого союза, а я боялся интриги».

«Ансаб аль ашраф», Билазери, том 1, стр. 590, «Шарх Нахдж аль Балага» Ибн абил Хадид, том 6, стр. 47, с комментариями от Абул Фадла».

Умар не отрицал, что:

إنّ بيعة أبي بكر كانت فلتة وقى اللّه شرّها فمن عاد إلى مثلها فاقتلوه .

«Поистине, союз с Абу Бакром был заключен стремительно и неожиданно. Аллах устранил зло этого союза, если кто-нибудь придет таким же путем на престол – убейте его!».

«Шарх Нахдж аль Балага» Ибн абил Хадид, том 2, стр. 26, «Сахих аль Бухари», том 8, стр. 26 - https://old.dovodi.ru/article/a-761.html, «Китаб аль мухарибин», «Раздел о побивании камнями женщину, чья беременность - следствие совершения прелюбодеяния», «Муснад Ахмад», том 1, стр. 55

  1. Убежденность Али (мир ему!) в законности избираемой власти

Али (мир ему!) считает, что халифат обусловлен назначением свыше, а не избранием. Избрание он считал чуждое Корану и Сунне, о чем указывал во многих местах в сборнике «Нахдж аль Балага». К примеру:

ولهم خصائصُ حقِّ الولاية، وفيهم الوصيّةُ والوِراثةُ.

 «Руководство – принадлежит семейству Мухаммада. Они - истинные наместники и наследники пророка».

«Нахдж аль Балага», Абду, том 1, стр. 30, «Нахдж аль Балага» Субхи ас-салих, хутба 2, стр.  47, «Шарх Нахдж аль Балага» Ибн абил Хадид, том 1, стр. 139, «Янаби аль мавадда» Кандузи Ханафи, том 3, стр. 449.

В своем письме, предназначенном жителям Египта он пишет:

فو اللّه ماكان يُلْقَى في رُوعِي ولا يَخْطُرُ بِبالي أنّ العَرَب تُزْعِجُ هذا الأمْرَ من بعده صلى اللّه عليه وآله عن أهل بيته ، ولا أنّهم مُنَحُّوهُ عَنّي من بعده.

«Клянусь Аллахом, что не мог я не вообразить, ни мысли такой допустить, что станут арабы оспаривать власть после его ухода (да благословит Аллах его и род его!)  у его домочадцев, ни что отберут они ее у меня после него!».

«Нахдж аль Балага», письмо 62, письмо, адресованное жителям Египта и отправленное с Малик аль Аштаром, когда того назначили управлять ими, «Шарх Нахдж аль Балага» Ибн абил Хадид, том 6, стр. 95, также том 17, стр. 151, «Имама вас-сияса», том 1, стр. 133, с комментариями Доктора Таха Аз-зайни, издание «Муассаса аль халаби аль кахира».

В 74-ой хутбе имам изволил сказать:

لَقَدْ عَلِمْتُمْ أَنِّي أَحَقُّ النَّاسِ بِهَا مِنْ غَيْرِي وَ وَ اللَّهِ لَأُسْلِمَنَّ مَا سَلِمَتْ أُمُورُ الْمُسْلِمِينَ وَ لَمْ يَكُنْ فِيهَا جَوْرٌ إِلَّا عَلَيَّ خَاصَّةً الْتِمَاساً لِأَجْرِ ذَلِكَ وَ فَضْلِهِ وَ زُهْداً فِيمَا تَنَافَسْتُمُوهُ مِنْ زُخْرُفِهِ وَ زِبْرِجِهِ.

«Вы точно знали, что я – достойнейший для этого из всех остальных людей. И, клянусь Аллахом, я смирюсь в той мере, в которой не будут задеты интересы мусульман, и пока не будет притеснения ни для кого, кроме как для меня лично, ища (от этого положения возможную) выгоду и преимущества (от Бога) и отстраняясь от того к чему вы стремитесь из украшений и обольщений».

  1. Али (мир ему) считает власть Абу Бакра присвоенной незаконно

Обращаясь к Абу Бакру Али (мир ему!) признал его власть узурпированной:

ولكنّك استبددت علينا بالأمر وكنّا نرى لقرابتنا من رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم نصيباً حتّى فاضت عينا أبى بكر .

«Ты попрал мое право на власть, ибо мое родство с Пророком закрепляет за мной право на халифат. После таких речей глаза Абу Бакра наполнились слезами и он заплакал».

«Сахих аль Бухари», том 5, стр. 82 - https://old.dovodi.ru/article/a-352.html, «Китаб аль Магази», О битве Хунайн, «Муслим», том 5, стр. 154, новое издание, стр. 729, хадис 1758, «Китаб аль джихад», Раздел: слова пророка – мы не оставляем в наследство то, что является милостыней.

  1. Али (мир ему) не считал Умара достойным претендентом на халифат

Узнав о том, что Абу Бакр решил оставить после себя халифом Умара, Али открыто заявил о своём протесте. Ибн Саад в книге Табакат приводит следующее:

عن عائشة قالت لما حضرت أبا بكر الوفاة استخلف عمر فدخل عليه علي وطلحة فقالا من استخلفت قال عمر قالا فماذا أنت قائل لربك قال بالله تعرفاني لأنا أعلم بالله وبعمر منكما أقول استخلفت عليهم خير أهلك.

«От Аиши: «В последние мгновения своей жизни Абу Бакр назначил после себя халифом Умара. К нему явились Али и Талха, спросив о назначенном халифе. «Умар» - отвечал Абу Бакр. «Но, что ты ответишь Аллаху в таком случае?» - возразили ему они. «Думаете, я не знаю Его? Нет же, я знаю Господа и Умара, лучше вас. Представ пред Аллахом я скажу Ему, что назначил наместником одного из самых лучших Его рабов!».

«Табакат», том 3, стр. 196, «Тарих мадинат Дамешк», том 44, стр. 251, «Умар ибн аль Хаттаб», Абдуль карим аль Хатиб, стр. 75

  1. Али (мир ему!) выступал против назначения Усмана

Абдур рахман ибн Ауф пригрозил имаму расправой если тот не прекратит протестовать против назначения Усмана. В хадисе говорится:

قال عبد الرحمن بن عوف : فلا تجعل يا علي سبيلاً إلى نفسك ، فإنّه السيف لا غير .

«Абдур рахман ибн Ауф сказал Али: «Не пытайся противостоять нам, иначе между нами будет меч».

«Аль имама вас-сияса», комментирование Аш-шири, том 1, стр. 45, комментирование Аз-зайни, том 1, стр. 31.

Али не скрывал своего недовольства советом, назначившего третьего халифа, он говорил:

فَيَا لَلَّهِ وَ لِلشُّورَى مَتَى اعْتَرَضَ الرَّيْبُ فِيَّ مَعَ الْأَوَّلِ مِنْهُمْ حَتَّى صِرْتُ أُقْرَنُ إِلَى هَذِهِ النَّظَائِرِ لَكِنِّي أَسْفَفْتُ إِذْ أَسَفُّوا وَ طِرْتُ إِذْ طَارُوا فَصَغَا رَجُلٌ مِنْهُمْ لِضِغْنِهِ وَ مَالَ الآخَرُ لِصِهْرِهِ مَعَ هَنٍ وَ هَنٍ إِلَى أَنْ قَامَ ثَالِثُ الْقَوْمِ نَافِجاً حِضْنَيْهِ بَيْنَ نَثِيلِهِ وَ مُعْتَلَفِهِ وَ قَامَ مَعَهُ بَنُو أَبِيهِ يَخْضَمُونَ مَالَ اللَّهِ خِضْمَةَ الْإِبِلِ نِبْتَةَ الرَّبِيعِ إِلَى أَنِ انْتَكَثَ عَلَيْهِ فَتْلُهُ وَ أَجْهَزَ عَلَيْهِ عَمَلُهُ وَ كَبَتْ بِهِ بِطْنَتُهُ.

 «Но, во имя, Бога, что мне делать в этом «совете»? Когда вдруг возникло сомнение, что я могу быть уравнен с ними? Но я пригибался, пока они пригибались, и летел ввысь, когда устремлялись ввысь они. (И вот), один из них отвратился от меня по причине собственной ненависти, другой – из-за кланового свойства, по той причине да по этой, покуда третий не восстал (на должность халифа), раздувая грудь (в гордыне) (как верблюд, стоящий в своем навозе и своем корме), а вместе с ним восстали сыновья их отца, прожорливо прибирая к рукам богатство Бога, подобно тому, как жадно глотает верблюд весеннюю траву. Но умер он безвременной смертью, добили его собственные деяния, и прикончила его ненасытность».

«Нахдж аль Балага», хутба 3

  1. Али (мир ему!) считает Абу Бакра и Умара – предателями и мошенниками

В Сахих Муслиме, являющейся наиболее авторитетной книгой для суннитов после Корана, приводится предание от Умара, где он в своем обращении к Али и Аббасу сказал:

فلمّا توفّي رسول اللّه صلى اللّه عليه وآله، قال أبو بكر: أنا ولي رسول اللّه... فرأيتماه كاذباً آثماً غادراً خائناً... ثمّ توفّي أبو بكر فقلت : أنا وليّ رسول اللّه صلى اللّه عليه وآله، ولي أبي بكر، فرأيتماني كاذباً آثماً غادراً خائناً  ! واللّه يعلم أنّي لصادق، بارّ، تابع للحقّ! .

 «Когда Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство) умер, Абу Бакр объявил: «Я - наместник его… Вы (Али и Аббас) посчитали его (Абу Бакра) – лжецом, грешником, изменником и предателем. Когда умер Абу Бакр и я сказал: «Я – наместник Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!), я – наместник Абу Бакра… Вы опять-таки посчитали меня – лжецом, грешником, изменником и предателем».

«Сахих Муслим», том 5, стр. 152 - https://old.dovodi.ru/article/a-350.html, также стр. 728, хадис 1757, «Китаб аль джихад», раздел 15, «Хукм аль фий», хадис 49, «Фатх аль Бари», том 6, стр. 144.

  1. Али (мир ему!) считает власть предыдущих ему халифов узурпированной

В своем письмо Акилю, он пишет:

فَجَزَتْ قُرَيْشاً عَنِّي الْجَوَازِي فَقَدْ قَطَعُوا رَحِمِي وَ سَلَبُونِي سُلْطَانَ ابْنِ أُمِّي.

«Да постигнет наказание курейшитов за то, как поступают со мной! Ведь они порвали со мной родственные связи и отняли у меня власть (завещанную) сыном моей матери (Пророком)».

«Нахдж аль Балага», письмо 36.

Ибн абил Хадид повествует:

 وغصبوني حقي ، وأجمعوا على منازعتي أمرا كنت أولى به.

 «Курейшиты узурпировали мое право на власть и выступили против меня войной из-за халифата, которого я был достойнее всех».

«Шарх Нахдж аль Балага» Ибн абил Хадид, том 4, стр. 104, также том 9, стр. 306.

Ибн Кутайба повествует, что когда Абу Бакр направил Кунфуза к Али, и тот обратился к имаму со словами:

يدعوكم خليفة رسول الله (ص)

«Наместник Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) изволил вызвать тебя к себе», Имам (мир ему!) заметил:

لسريع ما كذبتم على رسول الله (ص)

«Уж очень скоро оклеветали вы Пророка (назвав себя его халифом)!». Тогда Абу Бакр  приказал Кунфузу:

ثمّ قال أبو بكر : عد إليه فقل : أمير المؤمنين يدعوكم ، فرفع علي صوته فقال : سبحان الله لقد ادعى ما ليس له .

«Вернись к нему и скажи, что повелитель правоверных ожидает тебя». Али повысив голос, отвечал: «Пречист Аллах! Какое неуместное утверждение!».

«Имама вас-сийяса», стр. 19, комментирование Доктора Таха Аз-зайни, также комментирование Аш-шири, стр. 30.

Разве после упоминания вышеуказанных пунктов остаются сомнения в том, что Имам Али (мир ему!) не признавал роль совета в назначении халифов и не признавал власть халифов легитимной?!

Является ли согласие сподвижников доказательством довольства Всевышнего?

 Имам (мир ему!) сказал:

فَإِنِ اجْتَمَعُوا عَلَى رَجُلٍ وَ سَمَّوْهُ إِمَاماً كَانَ ذَلِكَ لِلَّهِ رِضًا .

«И если собрались вокруг некоего человека и именовали его имамом, то было это к довольству Аллаху». Но, сунниты не вправе считать эти слова подтверждением законности власти халифов, ибо:

во-первых: в некоторых существующих версиях Нахдж аль Балаги в предложении «то было это к довольству Аллаху», отсутствует слово «Аллах». (т.е. это звучит просто: «то было это к довольству»).

«Обращаться к «Нахдж аль Балаге», изданном в Египте, Каире, «Аль истикама», где слово «Аллах» было взято в кавычки».

Это означает, что выбор мухаджиров и ансаров кого-либо как халифа, уже является доказательством одобрения союза, и того, что присяга не выполнялась под давлением.

Во-вторых, если допустить, что слово «Аллах» присутствует в письме – то это будет означать, что все мухаджиры и ансары включая имама Али, Фатиму, Хасана и Хусейна (да будет мир с ними!) единогласны в избрании халифа, что является доказательством довольства Всевышнего Аллаха тем советом.

 Заключила ли Фатима (да будет мир с ней!) с Абу Бакром союз?

Согласно преданию, довольство Фатимы – довольство пророка, а ее недовольство – недовольство его светлости. Хаким Нишапури повествует:

إنّ اللّه يغضب لغضبك، ويرضى لرضاك.

 «Поистине, Аллах гневается, когда Фатима гневается, и доволен, когда она проявляет довольство».

Однако, Нишапури пишет об этом хадисе: «Хадис является достоверным, но Бухари и Муслим не приводят его у себя в книгах».

«Мустадрак», том 3, стр. 153 - https://old.dovodi.ru/article/a-637.html, «Маджма аз-заваид», том 9, стр. 203, «Аль аахад валь масани лиз-заххак», том 5, стр. 363, «Аль Исаба», том 8, стр. 265 и 266, «Тахзиб ат-тахзиб», том 21, стр. 392, «Субуль аль худа вар-рашад лис-салихи аш-шами», том 44, стр.  11. https://old.dovodi.ru/article/r-224.html

Бухари приводит, что Пророк (с) изволил сказать:

فاطمة بَضْعَة منّى فمن أغضبها أغضبني .

«Фатима – частичка меня, кто прогневает ее – прогневает и меня».

«Бухари», том 4, стр. 210, также стр. 710, хадис 3714, «Книга о достоинствах сподвижников Пророка», раздел 12, «О родстве с Посланником Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует!), том 4, стр. 219, также стр. 717, хадис 3767, «Книга о достоинствах сподвижников Пророка», раздел 29, «О достоинствах Фатимы (мир ей!)» - https://old.dovodi.ru/article/a-634.html

Муслим ан-Нишапури приводит от Пророка (с):

إِنَّمَا فَاطِمَةُ بَضْعَةٌ مِنِّي يُؤْذِينِي مَا آذَاهَا.

«Поистине, Фатима - частичка меня, (поэтому) кто причинит ей зло, причинил мне зло».

«Сахих» Муслим, том 7, стр.  41, хадис 6202, «Книга о достоинствах сподвижников», раздел о достоинстве Фатимы (мир ей!). - https://old.dovodi.ru/article/a-635.html

Неоспоримый факт, то, что Фатима Захра не только не заключила союз с Абу Бакром, но и умерла, пребывая в гневе на Абу Бакра. Об этом свидетельствует хадис из Бухари:

فَغَضِبَتْ فَاطِمَةُ بِنْتُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فَهَجَرَتْ أَبَا بَكْرٍ، فَلَمْ تَزَلْ مُهَاجِرَتَهُ حَتَّى تُوُفِّيَتْ.

«Фатима дочь Посланника Аллаха (да благославит Аллах его и приветствует!) пребывала в гневе на Абу Бакра, пока не покинула этот бренный мир».

«Сахих Бухари», том 4, стр. 42, хадис 3093, «Книга о хумсе», раздел 1, «О хумсе» - https://old.dovodi.ru/article/a-643.html

Согласно завещанию ее светлости, Али ночью предал ее тело земле, чтобы Абу Бакр, считавший себя наместником ее отца, не смог принять участие в молитве, совершаемой над ее телом.

فَلَمَّا تُوُفِّيَتْ، دَفَنَهَا زَوْجُهَا عَلِيٌّ لَيْلاً، وَلَمْ يُؤْذِنْ بِهَا أَبَا بَكْرٍ وَصَلَّى عَلَيْهَا .

 «Когда она умерла, ее похоронил имам Али, но Абу Бакр не был на её похоронах и не читал молитвы (джиназа) над её телом».

«Сахих Бухари», том 5, стр. 82, хадис 4240, «Книга аль Магази», раздел 38, «Битва Хайбар» - https://old.dovodi.ru/article/a-647.html, «Сахих Муслим», том 5, стр. 154, хадис 4470, «Китаб аль джихад ва-сияр» (Магази), раздел 16, «О хадисе пророка, что: «Мы не оставляем после себя наследства, ибо все, что осталось от нас – садака (милостыня)» - https://old.dovodi.ru/article/a-648.html

Был ли Али в числе мухаджиров и ансаров?

Согласно преданиям Бухари и Муслиму, Али в течении шести месяцев воздерживался от присяги халифу:

وعاشت بعد النبي صلى الله عليه وسلم، ستة أشهر... ولم يكن يبايع تلك الأشهر .

 «После смерти пророка она прожила шесть месяцев. Али не присягал все это время».

«Сахих Бухари», том 5, стр. 82 - https://old.dovodi.ru/article/a-352.html, «Сахих Муслим», том 5, стр. 154 - https://old.dovodi.ru/article/a-353.html

Разве его отказ присягать Абу Бакру не доказательство непризнания им власти халифа законной? 

Разве не уклонились от союза с Абу Бакром род Бани Хашим, следуя примеру Али?

Наставник Бухари – Абдур Раззак пишет:

فقال رجل للزهري : فلم يبايعه عليّ  ستة أشهر ؟ قال : لا ، ولا أحد من بني هاشم .

«Некто спросил у Захри: «Разве Али отказался присягать шесть месяцев?». Он сказал: «Ни он, ни хашимиты не делали этого в течении шести месяцев».

«Аль Мусаннаф», Абдур-раззак аль Санани, том 5, стр. 472 и 473 - https://old.dovodi.ru/article/a-818.html

Подобный хадис также упоминается Бейхаки в «Сунане» - http://library.islamweb.net/hadith/display_hbook.php?bk_no=673&pid=332405&hid=11795, Табари в «Тарих ат-табари» - http://library.islamweb.net/hadith/display_hbook.php?indexstartno=0&hflag=1&pid=156743&bk_no=334&startno=4, Ибн Асир в книгах «Риджал» и «Тарих Ибн Асир». «Усд аль Габа», том 3, стр. 222, «Аль Камиль фи тарих», том 2, стр. 325, «Сунан аль Кубра», том 6, стр. 300, «Тарих ат-табари», том 2, стр. 448.

Выдающийся суннитский ученый Ибн Хазм говорит:

ولعنة اللّه على كلّ إجماع يخرج عنه على بن أبى طالب ومن بحضرته من الصحابة .

«Проклятие тому согласию (иджма), в котором не принимал участие Али ибн аби Талиб и его соратники».

«Аль Мухалла», том 9, стр. 345, комментирование Ахмад Мухаммада Шакира, издание «Дар аль Фикр», Бейрут.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация