Ибн аль-Хамам аль-Ханафи
وَيَنْبَغِي أَنْ يَكُونَ وُقُوفُ الزَّائِرِ عَلَى مَا ذَكَرْنَا، بِخِلَافِ تَمَامِ اسْتِدْبَارِ الْقِبْلَةِ وَاسْتِقْبَالِهِ ﷺ فَإِنَّهُ يَكُونُ الْبَصَرُ نَاظِرًا إلَى جَنْبِ الْوَاقِفِ، وَعَلَى مَا ذَكَرْنَا يَكُونُ الْوَاقِفُ مُسْتَقْبِلًا وَجْهَهُ ﷺ وَبَصَرَهُ فَيَكُونُ أَوْلَى، ثُمَّ يَقُولُ فِي مَوْقِفِهِ: السَّلَامُ عَلَيْك يَا رَسُولَ اللَّهِ، السَّلَامُ عَلَيْك يَا خَيْرَ خَلْقِ اللَّهِ، السَّلَامُ عَلَيْك يَا خِيرَةِ اللَّهِ مِنْ جَمِيعِ خَلْقِهِ، السَّلَامُ عَلَيْك يَا حَبِيبَ اللَّهِ، السَّلَامُ عَلَيْك يَا سَيِّدَ وَلَدِ آدَمَ، السَّلَامُ عَلَيْك أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ يَا رَسُولَ اللَّهِ، إنِّي أَشْهَدُ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ وَأَنَّك عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وَأَشْهَدُ أَنَّك يَا رَسُولَ اللَّهِ قَدْ بَلَّغْت الرِّسَالَةَ وَأَدَّيْت الْأَمَانَةَ وَنَصَحْت الْأُمَّةَ وَكَشَفْت الْغُمَّةَ، فَجَزَاك اللَّهُ عَنَّا خَيْرًا، جَازَاك اللَّهُ عَنَّا أَفْضَلَ مَا جَازَى نَبِيًّا عَنْ أُمَّتِهِ.
اللَّهُمَّ أَعْطِ سَيِّدَنَا عَبْدَك وَرَسُولَك مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ، وَالدَّرَجَةَ الْعَالِيَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ الْمَقَامَ الْمَحْمُودَ الَّذِي وَعَدْته، وَأَنْزِلْهُ الْمَنْزِلَ الْمُقَرَّبَ عِنْدَك، إنَّك سُبْحَانَك ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ. وَيَسْأَلُ اللَّهَ تَعَالَى حَاجَتَهُ مُتَوَسِّلًا إلَى اللَّهِ بِحَضْرَةِ نَبِيِّهِ ﷺ. وَأَعْظَمُ الْمَسَائِلِ وَأَهَمُّهَا سُؤَالُ حُسْنِ الْخَاتِمَةِ وَالرِّضْوَانِ وَالْمَغْفِرَةِ، ثُمَّ يَسْأَلُ النَّبِيَّ ﷺ الشَّفَاعَةَ فَيَقُولُ. يَا رَسُولَ اللَّهِ أَسْأَلُك الشَّفَاعَةَ، يَا رَسُولَ اللَّهِ أَسْأَلُك الشَّفَاعَةَ وَأَتَوَسَّلُ بِك إلَى اللَّهِ فِي أَنْ أَمُوتَ مُسْلِمًا عَلَى مِلَّتِك وَسُنَّتِك، وَيَذْكُرُ كُلَّ مَا كَانَ مِنْ قَبِيلِ الِاسْتِعْطَافِ وَالرِّفْقِ بِهِ، وَيَجْتَنِبُ الْأَلْفَاظَ الدَّالَّةَ عَلَى الْإِدْلَالِ وَالْقُرْبِ مِنْ الْمُخَاطَب فَإِنَّهُ سُوءُ أَدَبٍ. وَعَنْ ابْنِ أَبِي فُدَيْكٍ قَالَ: سَمِعْت بَعْضَ مَنْ أَدْرَكْت يَقُولُ: بَلَغَنَا أَنَّهُ مَنْ وَقَفَ عِنْدَ قَبْرِ النَّبِيِّ ﷺ فَتَلَا هَذِهِ الْآيَةَ ﴿إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ﴾ الْآيَةَ، ثُمَّ قَالَ: ﷺ يَا مُحَمَّدُ سَبْعِينَ مَرَّةً، نَادَاهُ مَلَكٌ ﷺ وَعَلَيْك يَا فُلَانُ وَلَمْ تَسْقُطْ لَهُ حَاجَةٌ.
Посетитель (могилы Пророка) должен стоять так, как было указано выше, а не полностью поворачиваясь спиной к кибле и лицом к Пророку ﷺ, потому что в этом случае его взгляд будет направлен в сторону от того, кто стоит. Согласно сказанному, если он будет лицом к Пророку ﷺ, что это предпочтительнее. Затем он должен сказать, находясь на этом месте: «Мир тебе, о Посланник Аллаха, мир тебе, о лучший из созданий Аллаха, мир тебе, о избранник Аллаха среди всех Его творений, мир тебе, о возлюбленный Аллаха, мир тебе, о господин потомков Адама, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха, и Его благословение. О Посланник Аллаха, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты Его раб и Посланник. Я свидетельствую, о Посланник Аллаха, что ты донёс послание, выполнил доверенное, наставлял Умму и развеял печаль. Да вознаградит тебя Аллах за нас наилучшей наградой, да вознаградит тебя Аллах наилучшей наградой, которой когда-либо был вознаграждён пророк за свою общину.
О Аллах, даруй нашему господину, Твоему рабу и Посланнику Мухаммаду высокое положение, превосходство, возвышенную и почётную степень, и воскрешение на достохвальном положении, которое Ты обещал ему, и приблизь его к Себе, поистине, Ты обладаешь великой милостью». Затем ему следует обращаться к Аллаху со своей просьбой, совершая тавассуль через Его Пророка ﷺ. Самые великие и важные из просьб — это просьбы о благом завершении жизни, довольстве Аллаха и прощении грехов. Затем ему следует просить у Пророка ﷺ заступничества, говоря: «О Посланник Аллаха, я прошу тебя о заступничестве, о Посланник Аллаха, я прошу тебя о заступничестве и прошу через тебя у Аллаха, чтобы умереть мусульманином, следуя твоей религии и сунне». В это время ему следует упомянуть всё, что относится к его любви и чувства (к Пророку), избегая слов, указывающих на самоуверенность и панибратство, ибо это дурной тон. Ибн Абу Фудайк сказал: «Я слышал, как некоторые из тех, кого я застал, говорили: "До нас дошло, что кто стоит у могилы Пророка ﷺ, читая этот аят: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка» (сура 33:56), затем говорит: 'О Мухаммад' семьдесят раз, к нему обращается ангел, говоря: 'И тебе, о такой-то', и не остаётся у него неудовлетворённых нужд"».
Хайруддин ар-Рамли
وَيَجُوزُ التَّوَسُّلُ إلَى اللَّهِ تَعَالَى وَالِاسْتِغَاثَةُ بِالْأَنْبِيَاءِ وَالصَّالِحِينَ بَعْدَ مَوْتِهِمْ لِأَنَّ الْمُعْجِزَةَ وَالْكَرَامَةَ لَا تَنْقَطِعُ بِمَوْتِهِمْ
Допустимо обращаться к Аллаху с тавассулем и просить Его о помощи через пророков и праведников даже после их смерти, поскольку их чудеса и караматы не прекращаются с их уходом из жизни.