Ибн аль-Хадж в аль-Мадхаль
فَالتَّوَسُّلُ بِهِ - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ - هُوَ مَحَلُّ حَطِّ أَحْمَالِ الْأَوْزَارِ وَأَثْقَالِ الذُّنُوبِ، وَالْخَطَايَا؛ لِأَنَّ بَرَكَةَ شَفَاعَتِهِ - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ - وَعِظَمَهَا عِنْدَ رَبِّهِ لَا يَتَعَاظَمُهَا ذَنْبٌ، إذْ أَنَّهَا أَعْظَمُ مِنْ الْجَمِيعِ فَلْيَسْتَبْشِرْ مَنْ زَارَهُ وَيَلْجَأْ إلَى اللَّهِ تَعَالَى بِشَفَاعَةِ نَبِيِّهِ - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ - مَنْ لَمْ يَزُرْهُ اللَّهُمَّ لَا تَحْرِمْنَا مِنْ شَفَاعَتِهِ بِحُرْمَتِهِ عِنْدَك آمِينَ يَا رَبَّ الْعَالَمِينَ.
وَمَنْ اعْتَقَدَ خِلَافَ هَذَا فَهُوَ الْمَحْرُومُ أَلَمْ يَسْمَعْ قَوْلَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ: {وَلَوْ أَنَّهُمْ إِذْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ جَاءُوكَ فَاسْتَغْفَرُوا اللَّهَ وَاسْتَغْفَرَ لَهُمُ الرَّسُولُ لَوَجَدُوا اللَّهَ تَوَّابًا رَحِيمًا} [النساء: ٦٤] فَمَنْ جَاءَهُ وَوَقَفَ بِبَابِهِ وَتَوَسَّلَ بِهِ وَجَدَ اللَّهَ تَوَّابًا رَحِيمًا؛ لِأَنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ مُنَزَّهٌ عَنْ خُلْفِ الْمِيعَادِ، وَقَدْ وَعَدَ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى بِالتَّوْبَةِ لِمَنْ جَاءَهُ وَوَقَفَ بِبَابِهِ وَسَأَلَهُ وَاسْتَغْفَرَ رَبَّهُ، فَهَذَا لَا يَشُكُّ فِيهِ وَلَا يَرْتَابُ إلَّا جَاحِدٌ لِلدِّينِ مُعَانِدٌ لِلَّهِ وَلِرَسُولِهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - نَعُوذُ بِاَللَّهِ مِنْ الْحِرْمَانِ
Тавассуль (прошение заступничества) через Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) является средством снятия бремени грехов и тяжести проступков, потому что благословение его заступничества (мир ему и благословение Аллаха!) и его величие перед Господом не умаляются никаким грехом, так как оно выше всех. Так пусть же радуется тот, кто посещает его, и обращается к Аллаху Всевышнему через заступничество его Пророка (мир ему и благословение Аллаха!). О Аллах, ради его положения перед Тобой, не лиши нас его заступничества. Аминь, о Господь миров.
И кто убежден в обратном, тот лишен благ. Разве он не слышал слова Аллаха, Велик Он и Славен: ﴾ Если бы они, поступив несправедливо по отношению к самим себе, пришли к тебе, чтобы молить прощения у Аллаха и чтобы Посланник молил о прощении для них, то они обнаружили бы, что Аллах — Принимающий покаяние и Милосердный ﴿ (ан-Ниса: 64). Поэтому, тот, кто пришел к нему, стоял у его дверей и совершал тавассуль через него, найдет Аллаха принимающим покаяние, милосердным, потому что Аллах, Велик Он и Славен, далек от нарушения обещаний. Он обещал принять покаяние от тех, кто приходит к нему, стоит у его дверей, просит его и просит прощения у своего Господа. В этом не сомневается и не колеблется никто, кроме того, кто отрицает религию и противится Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха!). Мы прибегаем к Аллаху от лишений.
Ибн аль-Хадж в аль-Мадхаль
فَإِنْ كَانَ الْمَيِّتُ الْمُزَارُ مِمَّنْ تُرْجَى بَرَكَتُهُ فَيَتَوَسَّلُ إلَى اللَّهِ تَعَالَى بِهِ، وَكَذَلِكَ يَتَوَسَّلُ الزَّائِرُ بِمَنْ يَرَاهُ الْمَيِّتُ مِمَّنْ تُرْجَى بَرَكَتُهُ إلَى النَّبِيِّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - بَلْ يَبْدَأُ بِالتَّوَسُّلِ إلَى اللَّهِ تَعَالَى بِالنَّبِيِّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -، إذْ هُوَ الْعُمْدَةُ فِي التَّوَسُّلِ، وَالْأَصْلُ فِي هَذَا كُلِّهِ، وَالْمُشَرَّعُ لَهُ فَيَتَوَسَّلُ بِهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - وَبِمَنْ تَبِعَهُ بِإِحْسَانٍ إلَى يَوْمِ الدِّينِ، وَقَدْ رَوَى الْبُخَارِيُّ عَنْ أَنَسٍ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - (أَنَّ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - كَانَ إذَا قُحِطُوا اسْتَسْقَى بِالْعَبَّاسِ فَقَالَ: اللَّهُمَّ إنَّا كُنَّا نَتَوَسَّلُ إلَيْك بِنَبِيِّك - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - فَتَسْقِينَا وَإِنَّا نَتَوَسَّلُ إلَيْك بِعَمِّ نَبِيِّك فَاسْقِنَا فَيُسْقَوْنَ) انْتَهَى.
ثُمَّ يَتَوَسَّلُ بِأَهْلِ تِلْكَ الْمَقَابِرِ أَعْنِي بِالصَّالِحِينَ مِنْهُمْ فِي قَضَاءِ حَوَائِجِهِ وَمَغْفِرَةِ ذُنُوبِهِ، ثُمَّ يَدْعُو لِنَفْسِهِ وَلِوَالِدِيهِ وَلِمَشَايِخِهِ وَلِأَقَارِبِهِ وَلِأَهْلِ تِلْكَ الْمَقَابِرِ وَلِأَمْوَاتِ الْمُسْلِمِينَ وَلِأَحْيَائِهِمْ وَذُرِّيَّتِهِمْ إلَى يَوْمِ الدِّينِ وَلِمَنْ غَابَ عَنْهُ مِنْ إخْوَانِهِ وَيَجْأَرُ إلَى اللَّهِ تَعَالَى بِالدُّعَاءِ عِنْدَهُمْ وَيُكْثِرُ التَّوَسُّلَ بِهِمْ إلَى اللَّهِ تَعَالَى؛ لِأَنَّهُ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى اجْتَبَاهُمْ وَشَرَّفَهُمْ وَكَرَّمَهُمْ فَكَمَا نَفَعَ بِهِمْ فِي الدُّنْيَا فَفِي الْآخِرَةِ أَكْثَرُ، فَمَنْ أَرَادَ حَاجَةً فَلْيَذْهَبْ إلَيْهِمْ وَيَتَوَسَّلُ بِهِمْ، فَإِنَّهُمْ الْوَاسِطَةُ بَيْنَ اللَّهِ تَعَالَى وَخَلْقِهِ، وَقَدْ تَقَرَّرَ فِي الشَّرْعِ وَعُلِمَ مَا لِلَّهِ تَعَالَى بِهِمْ مِنْ الِاعْتِنَاءِ، وَذَلِكَ كَثِيرٌ مَشْهُورٌ، وَمَا زَالَ النَّاسُ مِنْ الْعُلَمَاءِ، وَالْأَكَابِرِ كَابِرًا عَنْ كَابِرٍ مَشْرِقًا وَمَغْرِبًا يَتَبَرَّكُونَ بِزِيَارَةِ قُبُورِهِمْ وَيَجِدُونَ بَرَكَةَ ذَلِكَ حِسًّا وَمَعْنًى، وَقَدْ ذَكَرَ الشَّيْخُ الْإِمَامُ أَبُو عَبْدِ اللَّهِ بْنُ النُّعْمَانِ - رَحِمَهُ اللَّهُ - فِي كِتَابِهِ الْمُسَمَّى بِسَفِينَةِ النَّجَاءِ لِأَهْلِ الِالْتِجَاءِ فِي كَرَامَاتِ الشَّيْخِ أَبِي النَّجَاءِ فِي أَثْنَاءِ كَلَامِهِ عَلَى ذَلِكَ مَا هَذَا لَفْظُهُ: تَحَقَّقَ لِذَوِي الْبَصَائِرِ، وَالِاعْتِبَارِ أَنَّ زِيَارَةَ قُبُورِ الصَّالِحِينَ مَحْبُوبَةٌ لِأَجْلِ التَّبَرُّكِ مَعَ الِاعْتِبَارِ، فَإِنَّ بَرَكَةَ الصَّالِحِينَ جَارِيَةٌ بَعْدَ مَمَاتِهِمْ كَمَا كَانَتْ فِي حَيَاتِهِمْ وَالدُّعَاءُ عِنْدَ قُبُورِ الصَّالِحِينَ، وَالتَّشَفُّعُ بِهِمْ مَعْمُولٌ بِهِ عِنْدَ عُلَمَائِنَا الْمُحَقِّقِينَ مِنْ أَئِمَّةِ الدِّينِ انْتَهَى
Если умерший, чью могилу посещают, является одним из тех, на чьё благословение можно надеяться, то следует обращаться к Аллаху (совершать тавассуль) через него. Посетитель также может просить у Пророка ﷺ посредством умершего, которого он считает достойным благословения. Более того, следует начинать с мольбы (тавассуля) к Аллаху через Пророка ﷺ, так как он является основой в тавассуле и заложил начало этому обычаю. Также следует совершать тавассуль через Пророка ﷺ и тех, кто праведно следовал за ним до Дня Суда.
Затем следует совершать тавассуль через праведников, погребённых в этих могилах, прося об удовлетворении нужд и прощении грехов. После этого следует молиться за себя, своих родителей, учителей, родственников, обитателей этих могил, всех умерших и живых мусульман, их потомков до Дня Суда, а также за тех из своих братьев, кто отсутствует. Искренне молитесь у этих могил и часто обращайтесь с мольбой через них к Аллаху, поскольку Всевышний Аллах избрал, возвысил и почтил их. Как они приносили пользу в мирской жизни, так и в вечной жизни их помощь велика. Поэтому, если у кого-то есть нужда, пусть он идёт к ним и совершает тавассуль через них, ведь они являются посредниками между Аллахом и Его творениями. Это установлено в шариате и подтверждено многочисленными примерами того, как Аллах проявлял к ним особое внимание. Это широко известно, и люди — учёные и великие личности на Востоке и Западе — всегда искали благословения, посещая их могилы, и ощущали благодать этого как физически, так и духовно. Шейх, имам Абу Абдуллах ибн ан-Нуман (да помилует его Аллах) в своей книге "Сафина аль-Наджа" для ищущих спасения через чудеса шейха Абу ан-Наджа отметил: «Для тех, кто обладает прозрением и размышлением, стало очевидным, что посещение могил праведников предпочтительно для получения благословения, потому что их польза продолжается и после их смерти, как и при жизни. Мольба у их могил и прибегание к их заступничеству принято нашими праведными учёными из числа имамов религии». Конец цитаты.
Абд аль-Хакк аль-Ишбили
وَيسْتَحب لَك رَحِمك الله أَن تقصد بميتك قُبُور الصَّالِحين ومدافن أهل الْخَيْر فتدفنه مَعَهم وتنزله بإزائهم وتسكنه فِي جوارهم تبركا بهم وتوسلا إِلَى الله تَعَالَى بقربهم
Да смилуется над тобой Аллах, желательно, чтобы ты выбрал для своего умершего могилы праведников и кладбища добродетельных людей, чтобы похоронить его рядом с ними и поместить его поблизости от них, для (получения) благословения через них и тавассуля (приближения) к Аллаху посредством их могил.
Ссылки:
Куртуби
فصل قال علماؤنا: ويستحب لك ـ رحمك الله ـ أن تقصد بميتك قبور الصالحين ومدافن أهل الخير، فندفنه معهم، وتنزله بإزائهم، وتسكنه في جوارهم، تبركا بهم، وتوسلاً إلى الله عز وجل بقربهم
Раздел: Наши (маликитские) ученые говорят, что желательно, чтобы ты выбрал для своего умершего могилы праведников и кладбища добродетельных людей, чтобы похоронить его рядом с ними и поместить его поблизости от них, для (получения) благословения через них и тавассуля (приближения) к Аллаху посредством их могил.
Ахмад ас-Сави
وَمِمَّا يَتَأَكَّدُ عِنْدَ دُخُولِ الْمَدِينَةِ الْمُشَرَّفَةِ الْغُسْلُ وَالتَّطَيُّبُ وَتَجْدِيدُ التَّوْبَةِ، وَحِين يَدْخُلُ الْمَسْجِدَ الشَّرِيفَ يَأْتِي الرَّوْضَةَ فَيُصَلِّي بِهَا رَكْعَتَيْنِ تَحِيَّةَ الْمَسْجِدِ، ثُمَّ يَأْتِي قُبَالَةَ الْقَبْرِ الشَّرِيفِ وَيَقُولُ: " السَّلَامُ عَلَيْك يَا سَيِّدِي يَا رَسُولَ اللَّهِ، السَّلَامُ عَلَيْك يَا سَيِّدِي يَا حَبِيبَ اللَّهِ، السَّلَامُ عَلَيْك يَا سَيِّدِي يَا أَشْرَفَ رُسُلِ اللَّهِ، السَّلَامُ عَلَيْك يَا إمَامَ الْمُتَّقِينَ، السَّلَامُ عَلَيْك يَا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ، أَشْهَدُ أَنَّك رَسُولُ اللَّهِ بَلَّغَتْ الرِّسَالَةَ، وَأَدَّيْت الْأَمَانَةَ، وَنَصَحْت الْأُمَّةَ، وَكَشَفْت الْغُمَّةَ، وَجَلَيْت الظُّلْمَةَ، وَنَطَقْت بِالْحِكْمَةِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْك، وَعَلَى آلِكَ وَأَصْحَابِك أَجْمَعِينَ ". ثُمَّ يَتَوَسَّلُ بِهِ فِي جَمِيعِ مَطْلُوبَاتِهِ. ثُمَّ يَنْتَقِلُ قُبَالَةَ قَبْرِ أَبِي بَكْرٍ وَيَقُولُ: " السَّلَامُ عَلَيْك يَا خَلِيفَةَ رَسُولِ اللَّهِ، السَّلَامُ عَلَيْك يَا صِدِّيقَ رَسُولِ اللَّهِ، أَشْهَدُ أَنَّك جَاهَدْت فِي اللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِ، جَزَاك اللَّهُ عَنْ أُمَّةِ مُحَمَّدٍ خَيْرًا رَضِيَ اللَّهُ عَنْك وَأَرْضَاك، وَجَعَلَ الْجَنَّةَ مُتَقَلَّبَك وَمَثْوَاك، وَرَضِيَ اللَّهُ عَنْ كُلِّ الصَّحَابَةِ أَجْمَعِينَ، ثُمَّ يَتَوَسَّلُ بِهِ إلَى رَسُولِ اللَّهِ. ثُمَّ يَنْتَقِلُ قُبَالَةَ قَبْرِ عُمَرَ وَيَقُولُ: " السَّلَامُ عَلَيْك يَا صَاحِبَ رَسُولِ اللَّهِ، السَّلَامُ عَلَيْك يَا أَمِيرَ الْمُؤْمِنِينَ عُمَرَ الْفَارُوقَ، أَشْهَدُ أَنَّك جَاهَدْت فِي اللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِ، جَزَاك اللَّهُ عَنْ أُمَّةِ مُحَمَّدٍ خَيْرًا، رَضِيَ اللَّهُ عَنْك وَأَرْضَاك، وَجَعَلَ الْجَنَّةَ مُتَقَلَّبَك وَمَثْوَاك، وَرَضِيَ اللَّهُ عَنْ كُلِّ الصَّحَابَةِ أَجْمَعِينَ ". ثُمَّ يَتَوَسَّلُ بِهِ إلَى رَسُولِ اللَّهِ. ثُمَّ يَخْرُجُ إلَى الْبَقِيعِ فَيُسَلِّمُ عَلَى أَهْلِهِ هَكَذَا، وَيَتَوَسَّلُ بِهِمْ إلَى رَسُولِ اللَّهِ فَلْتَحْفَظْ تِلْكَ الْآدَابَ فَإِنَّ مَنْ فَعَلَهَا مَعَ الشَّوْقِ وَفَرَاغِ الْقَلْبِ مِنْ الْأَغْيَارِ بَلَغَ كُلَّ مَا يَتَمَنَّى إنْ شَاءَ اللَّهُ تَعَالَى.
И вот что необходимо сделать при входе в Благородную Медину: совершить большое омовение, умаститься благовониями и обновить покаяние. При входе в благородную мечеть (Пророка) следует подойти к роуду и совершить два рака'та как приветствие мечети. Затем следует подойти к могиле Пророка и сказать:
«Мир тебе, господин мой, Посланник Аллаха, мир тебе, господин мой, любимец Аллаха, мир тебе, господин мой, наивысший из посланников Аллаха, мир тебе, имам богобоязненных, мир тебе, милость для миров. Свидетельствую, что ты - Посланник Аллаха, донёс послание, исполнил свой дол, дал наставление Умме, устранил бедствия, развеял мрак, говорил с мудростью. Да благословит тебя Аллах, и твою семью, и всех твоих сподвижников».
Затем нужно обратиться к его посредничеству с мольбой обо всех своих нуждах. Затем перейти к могиле Абу Бакра и сказать:
«Мир тебе, халиф Посланника Аллаха, мир тебе, правдивейший Посланника Аллаха. Свидетельствую, что ты достойно сражался на пути Аллаха. Да воздаст тебе Аллах добром от общины Мухаммада, да будет Аллах доволен тобой и дарует тебе довольство. И да подарит тебе рай как место пребывания. Да будет Аллах доволен всеми сподвижниками».
Затем обратиться к его посредничеству перед Посланником Аллаха. Затем перейти к могиле Омара и сказать:
«Мир тебе, соратник Посланника Аллаха, мир тебе, предводитель правоверных Омар аль-Фарук. Свидетельствую, что ты достойно сражался на пути Аллаха. Да воздаст тебе Аллах добром от общины Мухаммада, да будет Аллах доволен тобой и дарует тебе довольство. И да подарит тебе рай как место пребывания. Да будет Аллах доволен всеми сподвижниками».
Затем обратиться к его посредничеству перед Посланником Аллаха. Затем выйти на кладбище Баки и поприветствовать его обитателей тем же самым образом, и обратиться к его посредничеству перед Посланником Аллаха. Соблюдай эти правила, ибо тот, кто выполнит их с любовью и чистым сердцем, достигнет всех своих желаний, если на то будет воля Аллаха.
Алламе Халил и Заркани
"وينبغي للزائر أن يكثر من الدعاء والتضرّع والاستغاثة والتشفُّع والتوسّل به -صلى الله عليه وسلم، فجدير" أي: حقيق "بمن استشفع به أن يشفّعه الله تعالى فيه", ونحو هذا في منسك العلامة خليل، وزاد وليتوسّل به -صلى الله عليه وسلم, ويسأل الله تعالى بجاهه في التوسّل به؛ إذ هو محطّ جبال الأوزار وأثقال الذنوب؛ لأن بركة شفاعته وعظمها عند ربه لا يتعاظمها ذنب، ومن اعتقد خلاف ذلك فهو المحروم الذي طمس الله بصيرته وأضل سريرته، ألم يسمع قوله تعالى: {وَلَوْ أَنَّهُمْ إِذْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ جَاءُوكَ} انتهى.
Касталани: «И паломнику (к могиле Пророка) следует много совершать следующие действия: дуа, молить о помощи, прибегать к заступничеству и совершать тавассуль (обращаться с мольбой) через него (да благословит его Аллах и приветствует!)».
Комментарий Заркани: «Нечто подобное упомянуто в руководстве по паломничеству выдающегося ученого Халила, где он также добавил: "И следует совершать тавассуль через него (мир ему и благословение), и просить Аллаха посредством его достоинства в тавассуле (обращении) через него; ибо это является тем, что смывает горы грехов и тяжелые прегрешения; так как благословение его заступничества и его величие перед Господом не могут быть преувеличены никаким грехом. А тот, кто верит в иное, тот лишенный, чье сердце Аллах ослепил и сбил с пути истинного. Разве он не слышал слова Всевышнего: {Если бы они, поступив несправедливо по отношению к самим себе, пришли к тебе} (ан-Ниса, 64)"».