Скачать статью в формате:
  1. Вступление
  2. Ибн Таймийя: Кто сказал, что единогласие собрания обуславливает имамат?
  3. Суннитские ученые: при назначении Абу Бакра единогласия элиты достигнуто не было
  4. Кандидатура Абу Бакра не поддерживалась многими из элиты исламского общества: 1. Фатима Захра (мир ей!) не присягнула Абу Бакру
  5. 2. Повелитель правоверных Али ибн Аби Талиб (мир ему!)
  6. 3 и 4. Имам Хасан и Имам Хусейн (мир им!)
  7. 5. Группа хашемитов
  8. 6. Салман аль Фарси
  9. 7. Абу Зарр Аль-Гаффари
  10. 8. Микдад Ибн Амро
  11. 9. Аммар Ибн Ясир
  12. 10. Са'д Ибн Убада
  13. 11. Абу Суфьян Ибн Харб
  14. 12. Фарва Ибн Умар
  15. 13. Абан ибн Саид ибн Ас ибн Умайя
  16. 14. Халид ибн Саид ибн Ас
  17. 15. Амру ибн Саид
  18. 16. Аль Хубаб ибн Мунзир
  19. 17. Утба ибн Аби Лахаб
  20. 18. Хассан ибн Сабит
  21. 19. Барра ибн Азиб
  22. 20. Убай ибн Ка’б
  23. 21. Аббас, дядя Посланника Аллаха
  24. 22. Сыновья Аббаса
  25. 23. Зубайр
  26. 24. Талха ибн Абдулла
  27. 25. Убада ибн Самит
  28. 26. Хузайфа ибн Яман
  29. 27. Абдулла ибн Мас’уд
  30. 28. Бурайда ибн Аслами
  31. 29. Хузайма ибн Сабит
  32. 30. Сахл ибн Ханиф
  33. 31. Абу Айюб аль Ансари
  34. 32. Абул Хейсам ибн Ат-тихан
  35. 33. Зейд ибн Вахаб
  36. 34. Все ансары
  37. 35. Группа хазраджитов
  38. 36. Группа из племени Бани Асад
  39. 37. Племя Фазара
  40. 38. Группа курейшитов
  41. 39. Группа мусульман, отказавшаяся выплачивать закят
  42. Что представляла собой присяга верности Абу Бакру: 1. Необдуманная и неожиданная для всех присяга
  43. 2. Незаконная присяга
  44. 3. Принудительная присяга
  45. 4. Присяга, относительно которой не было совета и во время которой не соблюдались права других
  46. 5. Узурпированный халифат
  47. 6. Халифат Абу Бакра – это наговор на Пророка (с)
  48. 7. Развратный халифат
  49. 8. Деспотическая власть
  50. 9. Обременительный халифат и союз верности
  51. 10. Абу Бакр признает себя недостойным для заключения с ним союза
  52. 11. Сожаление Абу Бакра о принятии присяги
  53. Действия, которые были предприняты участниками Сакифы для утверждения Абу Бакра во власти: 1. Подкуп людей
  54. 2. Устрашение людей с помощью племени Бани Аслам
  55. 3. Использование арабов-бедуинов для взятия принудительной присяги у людей
  56. 4. Угрозы, избиения и злословие в адрес сподвижников
  57. 5. Грубое отношение к Салману
  58. 6. Изгнание Умм Аймана (кормилицы Пророка) из мечети
  59. 7. Изгнание Умм Саламы из мечети
  60. 8. Запрет на выезд за пределы Медины сподвижникам (домашний арест)
  61. 9. Убийство воспротивившихся присягать
  62. 10. Вымышление хадисов и выдумывание ложных аргументов

 

  1. Группа мусульман, отказавшаяся выплачивать закят

Не присягнула Абу Бакру также группа мусульман, отказавшаяся выплачивать закят Умару, который был собирателем налога. Так как считали Абу Бакра недостойным власти.

Источники

Абдур-раззак повествует:

أخبرنا عبد الرزاق عن بن جريج وبن عيينة عن عمرو بن دينار عن محمد بن طلحة بن يزيد بن ركانة قال قال عمر لأن أكون سألت النبي صلى الله عليه وسلم عن ثلاثة أحب إلي من حمر النعم عن الكلالة وعن الخليفة بعده وعن قوم قالوا نقر بالزكاة في أموالنا ولا نؤديها إليك أيحل قتالهم أم لا قال وكان أبو بكر يرى القتال

«Талха передает от Умара ибн Хаттаба, что тот сказал: «Я на твоем месте спросил бы у пророка о трех вещах. Первое: о красных верблюдах, об одиноком человеке или сироте (калала – человек, который умирая не имеет наследника из числа ближайших родственников, как мать, отец или дети) и о наместнике после пророка. А, также о группе мусульман, которые сказали: «Мы признаем закят, на отказаваемся выплачивать его тебе (Умару)!», разрешено ли их убивать? Абу Бакр же хотел их устранить».

Сан’ани, Абу Бакр Абдур-раззак ибн Хамам (год смерти 211 г.л.х.), «Мусаннаф Абдур-раззак», том 10, стр. 302, хадис 19185, исследование Хабиба Ар-рахмана аль А’зами, изд-во «Аль мактаб аль аль ислами», Бейрут, издание второе, год издания 1403 г.л.х.

Наубахти в книге «Фирак аш-шиа» упоминает о группе мусульман, отказавшейся выплачивать закят в ввиду их непризнания Абу Бакра законным халифом. Он пишет:

وقد كانت فرقة اعتزلت عن أبي بكر فقالت لا نؤدي الزكوة إليه حتى يصح عندنا لمن الأمر ومن استخلفه رسول الله صلى الله عليه وسلم بعد ونقسم الزكوة بين فقرائنا وأهل الحاجة منا

«Группа мусульман воспротивилась присягать Абу Бакру, объясняя это так: «Мы не будем выплачивать закят, пока не прояснится вопрос о халифате и пока не узнаем, кого пророк оставил своим наместником. В противном случае, разпределим средства среди нуждающихся и обездоленных».

Ан-наубахти, Аль Хасан ибн Муси (год смерти 310 г.л.х.), «Фирак аш-шиа», том 1, стр. 4, изд-во «Дар аль Адва», Бейрут, год издания 1404 г.л.х., 1984 г.

Группа из клана Бани Тамим отказались в выплате закята представителю Абу Бакру сборщику податей Зияд ибн Валиду, ибо не признавали легитимность правления халифа.

Аби А’сам в книге «Аль Футух» пишет:

«فاقبل اليه (زياد بن لبيد) رجل من سادات بني تميم يقال له الحارث بن معاويه فقال: لزياد انک لتدعوا الي طاعه رجل لهم يعهد الينا و لا اليکم فيه عهد فقال له الحارث لا والله ما ازلتموها عن اهلها الا حسدا منکم لهم و ما يستقر في قلبي ان رسول الله- صلي الله عليه و آله و سلم- خرج من الدنيا و لم ينصب للناس علما يتبعونه فارحل عنا ايها الرجل فانک تدعوا الي غير رضا... فوثب عر فجه بن عبدالله الذهلي فقال: صدق والله الحارث بن معاويه اخر جواهذ الرجل عنکم فما صاحبه باهل الخلافه و لا يستحقها بوجه من الوجوه، و ما المهاجرين و الانصار بانظر لهذا الامه منبيها محمد- صلي الله عليه و آله و سلم -... ثم وثبوا الي زياد بن لبيد فاخرجوه من ديارهم و هموا بقتله. قال: فجعل زياد لا ياتي قبيله من قبائل کنده فيدعو هم الي الطاعه الا ردوا عليه ما يکره فلما راي ذلک سار الي المدينه الي ابوبکر فخبره بما کان من القوم و اعلمه ان قبائل کنده قد ازمعت علي الارتداد والعصيان!! فاغتم ابوبکر غما شديدا».

«Харис ибн Муавия один из представительных личностей клана тамим сказал Зияд ибн Лабиду, который пришел к нему за закятом и общался с людьми: «Ты призываешь нас подчиниться тому с кем мы ранее не заключали союза»

- Ты, прав, однако мы избрали его и присягнули ему, - ответил Зияд» 

- Ответь, почему вы отстранили семейство пророка от власти? Ведь согласно кораническим аятам, они наиболее достойные из всех.

- Мухаджиры и ансары ведают лучше тебя, что делают, -  возразил Зияд.

- Нет, это не так, клянусь Всевышним! Вы предали семейство пророка из зависти к ним. Я не поверю в то, что пророк не оставил после себя наместника. Зияд, встань и покинь нас, ибо ты призываешь нас к тому, что противоречит воле Аллаха.

Тогда Арфаджа ибн Абдулла Аз-зухли сказал: «Клянусь именем Аллаха, Харис глаголит истину. Изгоните этого человека, ибо его друг Абу Бакр недостоин халифата. Мухаджиры и ансары не дальновиднее самого пророка в отношении Уммы (Возможно ли то, что пророк не избрал наместника после себя?)».

Затем они изгнали Зияда, которого люди едва не убили. Не осталось племени из бани кинды, которое Зияд не призвал бы к повиновению Абу Бакру, но все они давали ему неугодный ответ и гнали прочь от себя. До тех пор пока он не достиг Медины и не рассказал все Абу Бакру. Тот, пребывая в гневе, снарядил войско с четырьмя тысячей человек и направил его к ним».

Аль Куфи, Аби Мухаммад Ахмад ибн А’сам (год смерти 314 г.л.х.), «Китаб аль футух», том 1, стр. 48, исследовательская работа Али Шири (магистр исламской истории), изд-во «Дар аль Адва лит-тибаа ван-нашр ват-таузи», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х.

Иджли описывая биографию Хариса, который был одним из величайших табеинов, пишет следующее:

الحارث بن معاوية الكندي تابعي ثقة شامي من كبار التابعين

«Харис ибн Муавия был табеином и благонадежным рассказчиком хадисов. Родом из Сирии, один из выдающихся табеинов».

Аль Иджли, Абил Хасан Ахмад ибн Абдулла ибн Салих (год смерти 261 г.л.х.), «Ма’рафат ас-сукат», том 1, стр. 287, исследовательская работа Абдул Алима Абдул Азима аль Бастури, изд-во «Мактабат ад-дар», Благословенная Медина, Саудовская Аравия, издание первое, год издания 1405 г.л.х., 1985 г.

Ибн А’сам также пишет:

نحن إنما أطعنا رسول الله صلى الله عليه وسلم إذ كان حيا ، ولو قام رجل من أهل بيته لاطعناه ، وأما ابن أبي قحافة فلا والله ما له في رقابنا طاعة ولا بيعة ! ثم أنشأ حارثة بن سراقة يقول أبياتا من جملتها :

أطعنا رسول الله إذ كان بيننا * فيا عجبا ممن يطيع أبا بكر

«Хариса выдающийся сподвижник пророка, обращаясь к Лабиду, сказал: «Мы следовали пророку, пока он был жив, теперь же если кто-нибудь из его семейства станет халифом, то  мы последуем за ним. Однако Ибн Кахафа не имеет над нами власти, повиновение ему необязательно. Затем произнес такие стихи:

«И был средь нас пророк

Которому мы подчинились,

Как чуждо будет то,

Кто подчинится Абу Бакру»

Аль Куфи, Аби Мухаммад Ахмад ибн А’сам (год смерти 314 г.л.х.), «Китаб аль футух», том 1, стр. 47, исследовательская работа Али Шири (магистр исламской истории), изд-во «Дар аль Адва лит-тибаа ван-нашр ват-таузи», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х.

Также он пишет:

وامنعوا زكاة أموالكم ، فإني أعلم أن العرب لا تقر بطاعة بني تميم بن مرة وتدع سادات البطحاء من بني هاشم إلى غيره.

«Аш’ас говорил им: «Не выплачивайте им закят, я более чем уверен, арабы никогда, не предадут бани хашем и не проявят покорности пред бани тамим Ибн Мурра» (Предыдущий источник).

Хаким Нишапури приводит от Умара:

هكذا أخبرنا علي بن محمد بن عقبة الشيباني بالكوفة حدثنا الهيثم بن خالد حدثنا أبو نعيم حدثنا بن عيينة عن عمرو بن دينار قال سمعت محمد بن طلحة بن يزيد بن ركانة يحدث عن عمر بن الخطاب رضي الله عنه قال لأن أكون سألت رسول الله صلي الله عليه وسلم عن ثلاث أحب إلي من حمر النعم من الخليفة بعده وعن قوم قالوا أنقر بالزكاة في أموالنا ولا نؤديها إليك أيحل قتالهم وعن الكلالة .

هذا حديث صحيح على شرط الشيخين ولم يخرجاه.

«Будь я на твоем месте, то спросил бы у пророка о трех вещах. О красных верблюдах и о наместнике после пророка. А, также о группе мусульман, которые сказали: «Мы признаем закят, на отказываемся выплачивать его тебе (Умару). И об одиноком человеке или сироте (калала – человек, который умирая не имеет наследника из числа ближайших родственников, как мать, отец или дети).

Этот хадис достоверен. Однако шейх Бухари и Муслим не посчитали нужным его упоминать в своих книгах.

Хакем Ан-нишапури, Абу Абдулла Мухаммад ибн Абдулла (год смерти 405 г.л.х.), «Аль Мустадрак ас-сахихейн», том 2, стр. 332, исследовательская работа Мустафы Абдул Кадира Ата, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х., 1990 г.

Абул Фида передает эти события таким образом:

وفي أيام أبي بكر منعت بنو يربرع الزكاة، وكان كبيرهم مالك بن نويرة، وكان ملكاً فارساً مطاعاً شاعراً قدم على النبي صلى الله عليه وسلم وأسلم، فولاه صدقه قومه، فلما منع الزكاة أرسل أبو بكر إِلى مالك المذكور خالد بن الوليد في معنى الزكاة، فقال مالك: أنا آتي بالصلاة دون الزكاة: فقال خالد: أما علمت أن الصلاة والزكاة معاً؛ لا تقبل واحدة دون الأخرى فقال مالك: قد كان صاحبكم يقول ذلك. قال خالد: أوما تراه لك صاحبا؟ والله لقد هممت أن أضرب عنقك، ثم تجاولا في الكلام فقال له خالد: إِني قاتلك. فقال له: أو بذلك أمرك صاحبك؟ قال: وهذه بعد تلك، وكان عبد الله بن عمر وأبو قتادة الأنصاري حاضرين، فكلما خالداً في أمره، فكره كلامهما. فقال مالك: يا خالد، ابعثنا إلى أبي بكر فيكون هو الذي يحكم فينا. فقال خالد: لا أقالني الله إِنْ أقلتك، وتقدم إِلى ضرار بن الأزور بضرب عنقه، فالتفت مالك إِلى زوجته وقال لخالد: هذه التي قتلتني، وكانت في غاية الجمال، فقال خالد: بل الله قتلك برجوعك عن الإسلام. فقال مالك: أنا على الإسلام، فقال خالد: يا ضرار اضرب عنقه. فضرب عنقه وجعل رأسه اثفية القدر، وكان من أكثر الناس شعراً، وقبض خالد امرأته؛ قيل: إِنه اشتراها من الفيء وتزوج بها، وقيل إِنها اعتدت بثلاث حيض وتزوج بها، وقال لابن عمر ولأبي قتادة: احضرا النكاح فأبيا، وقال له ابن عمر: نكتب إِلى أبي بكر ونعلمه بأمرها وتتزوج بها، فأبى وتزوجها. ...ولما بلغ ذلك أبا بكر وعمر، قال عمر لأبي بكر: إِن خالداً قد زنى فارجمه، قال: ما كنت أرجمه؛ فإِنه تأول فأخطأ. قال: فإِنه قد قتل مسلماً فاقتله، قال: ما كنت أقتله فإِنه تأول فأخطأ. قال فاعزله، قال ما كنت أغمد سيفاً سله الله عليهم

«В период правления Абу Бакра племя бани Ярбу’ отказалось выплачивать закат. Их вождь Малик ибн Нувейра отличался своей проницательностью и был поэтом, принял ислам во время пророка и был назначен им собирателем подати среди его племени. Однако он отказался выдавать закят халифу. Абу Бакр направил к ним Халида ибн Валида. Вначале Халид направился в местность под названием базаха и собрал у местных жителей закят. Дальше, он, без соответствующего разрешения от Абу Бакра решил направиться к Баттах, сопровождавшие его люди запретили ему это, но он несмотря ни на что отправился к племени Малика. При встрече с Маликом ибн Нувейрой он потребовал выплаты закята. Малик ответил: «Я – мусульманин, совершаю намаз, но не собираюсь выплачивать закят ни тебе, ни главе вашего государства». «Намаз и закят сопутствуют друг другу; молитва без закята не принимается Аллахом». «Это слова вашего правителя?» «Разве ты не считаешь его своим правителем?» «Клянусь, если я захочу, то обезглавлю тебя» - сказал Халид и начал спорить с Маликом.

- Я убью тебя, - сказал Халид.

- Это халиф приказал убить меня?

- Эти твои слова сквернее слов, произнесенных ранее (Имеется ввиду: «Это слова вашего правителя, что намаз и закят сопутствуют друг другу»).

При споре присутствовали Абдулла Умар и Абу Кутада Ансари,  которые стали отговаривать Халида от необдуманного поступка. Но ему не понравились их слова. Малик обратился к Халиду, сказав: «Раз так, пошли гонца в Медину и пусть он передаст Абу Бакру твое решение убить меня. Пусть будет так, как решит Абу Бакр». «Да не простит меня Аллах, если я оставлю тебя в живых (или отпущу)!» - произнес Халид и призвал к себе палача по имени Зарар ибн Азвар. Тут вмешалась жена Малика, которая была весьма красивой женщиной и предложила казнить ее вместо мужа. Но Халид сказал: «Сам Аллах убил тебя за вероотступничество!» «Но, мусульманин я и вера моя – Ислам». «Убей его», - велел Халид Зарару. Палач отрубил голову Малику, которая была покрыта множеством волос и положил ее в сосуд. Затем Халид совершил прелюбодеяние с женой Малика, у которой на тот момент была менструация. Абдулла Умар и Абу Кутада Ансари пребывали в гневе от поступка Халида и отказались принять участие на его свадьбе на жене Малика. Абдулла ибн Умар предложил Халиду: «Подожди мы напишем письмо Абу Бакру и поставим его в известие про жену Малика. Потом можешь на ней жениться». Но, тот отказался, и все равно женился. Когда весть о этом дошла до Абу Бакра, Умар сказал Абу Бакру: «Халид совершил прелюбодеяние, он должен быть побит камнями». «Я не стану побивать его камнями, ведь он принял решение (иджтихад), но ошибся при этом». «Тогда казни его, ведь он убил мусульманина». «Я не стану убивать его, ведь он принял решение, но ошибся при этом». «По крайней мере устрани его с занимаемого поста». Абу Бакр сказал: «Я не верну в ножны меч, который возвел Аллах!».

Абул Фида Имадуддин Исмаил ибн Али (год смерти 732 г.л.х.), «Мухтасар фи ахбар аль башар», том 1, стр. 108, согласно «Аль Джаме аль Кабир».    

Ибн Касир в книге «Аль Бидая ван-нихая» повествует:

فوجعلت وفود العرب تقدم المدينة يقرون بالصلاة ويمتنعون من أداء الزكاة ومنهم من امتنع من دفعها إلى الصديق وذكر أن منهم من احتج بقوله تعالى ) خذ من أموالهم صدقة تطهرهم وتزكيهم بها وصل عليهم إن صلاتك سكن لهم ( قالوا فلسنا ندفع زكاتنا الا إلى من صلاته سكن لنا وأنشد بعضهم .

أطعنا رسول الله إذ كان بيننا        فوا عجبا ما بال ملك أبي بكر

وقد تكلم الصحابة مع الصديق في أن يتركهم وما هم عليه من منع الزكاة ويتألفهم حتى يتمكن الإيمان في قلوبهم ثم هم بعد ذلك يزكون فامتنع الصديق من ذلك وأباه

«В Медину прибыли племена, совершавшие молитву, но уклоняющиеся от выплаты закята Абу Бакру. Когда с ними стали препираться по поводу их поступка, приведя в качестве аргумента 103-ий аят из суры «Тауба»: « Бери (о пророк!) из имущества раскаявшихся милостыню, чтобы очистить их от грехов, освободить их сердца от скупости и повысить их степени у Аллаха. Молись (о пророк!) за них, за благо и праведное руководство для них. Поистине, твоя молитва успокаивает их души и сердца. Ведь Аллах слышит молитвы и знает раскаявшихся!», то они ответили: «Мы выплатим средства лишь тому, чья молитва успокоит наши души». Некоторые из них зачитали такие стихи:

«И был средь нас пророк

Которому мы подчинились,

Как чуждо будет то,

Кто подчинится Абу Бакру».

Сподвижники посоветовали отпустить их. Они сказали:  «Отпусти их, чтобы они вернулись к религии и вера укрепилась в их сердцах. И тогда они сами пожелают очистить свои деньги и добровольно выплатят закят». Однако Абу Бакр не послушал их.

Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), Аль Бидая ван-нихая», том 6, стр. 311, издатель «Мактабат аль маариф», Бейрут).

В своем тафсире Ибн Касир приводит хадис от Умара:

هكذا أخبرنا علي بن محمد بن عقبة الشيباني بالكوفة حدثنا الهيثم بن خالد حدثنا أبو نعيم حدثنا بن عيينة عن عمرو بن دينار قال سمعت محمد بن طلحة بن يزيد بن ركانة يحدث عن عمر بن الخطاب رضي الله عنه قال لأن أكون سألت رسول الله صلى الله عليه وسلم عن ثلاث أحب إلي من حمر النعم من الخليفة بعده وعن قوم قالوا نقر بالزكاة في أموالنا ولا نؤديها إليك أيحل قتالهم وعن الكلالة.

ثم قال  هذا حديث صحيح الاسناد على شرط الشيخين ولم يخرجاه

«Будь я на твоем месте, то спросил бы у пророка о трех вещах. О красных верблюдах и о наместнике после пророка. А, также о группе мусульман, которые сказали: «Мы признаем закят, на отказываемся выплачивать его тебе (Умару). И об одиноком человеке или сироте (калала – человек, который умирая не имеет наследника из числа ближайших родственников, как мать, отец или дети)».

Хаким пишет, что этот хадис достоверен согласно критериям шейха Бухари и Муслима, несмотря на то, что они не приводят его в своих книгах» (Предыдущий источник, том 1, стр. 596).

Суюти также повествует вышеприведенный хадис:

وأخرج عبد الرزاق والعدني وابن المنذر والحاكم عن عمر قال : لأن أكون سألت النبي صلى الله عليه وسلم عن ثلاث أحب إلي من حمر النعم : عن الخليفة بعده وعن قوم قالوا : نقر بالزكاة من أموالنا ولا نؤديها إليك أيحل قتالهم وعن الكلالة

 

Суюти, Джалалуддин Абул Фадл Абдур-рахман ибн Аби Бакр (год смерти 911 г.л.х.), «Ад-дур аль мансур», том 2, стр. 754, изд-во «Дар аль фикр», Бейрут, 1993 г.

Причина невыплаты закята

Те, кто отказались выплачивать закят Абу Бакру обосновывали это для  посланных им людей таким образом:

То, что Абу Бакр не достоин «очистить» деньги

Группа мусульман отказалась выплачивать закят Абу Бакру, ибо считали его недостойным наместничества пророка и не способным «очистить» деньги.

وقد يكون علم بما أطلعه الله عليه من غيبه وأوحى إليه من أمره أن العرب تنكر الزكاة وتمتنع من أدائها إلى القائم من بعده وتفزع في ذلك إلى الشبهة التي قد تعلق بها أهل الردة فاحتجوا بها على أبي بكر فقالوا إن فرض الزكاة قد انقطع بموت رسول الله وأنه ليس للقائم بعده أخذها لأن الخطاب في قوله ) خذ من أموالهم صدقة ( خارج مخرج الخصوص له وأن غيره من أمته لا يتسع للتطهير والتزكية ولذلك يقول شاعرهم:

 أطعنا رسول الله ما كان بيننا       فوا عجبا ما بال ملك أبي بكر

От Абу Сулеймана: «Иногда знания постигаются посредством откровения свыше, которые Аллах передает через пророка. Арабы отрицали закят и воспротивились выплачивать его наместнику пророка. Они объясняют свои действия, приводя в свое оправдание слова тех, кто уклонился от выплаты заката и утверждает: «После смерти пророка выплата закята не является обязательным. Ибо никто после него не может принимать закят, так как в аяте говорится «возьми из имущества раскаявшихся милостыню, чтобы очистить их от грехов», это обращение было к пророку, и никто кроме него не в состоянии очистить их. Поэтому поэт сказал:

«И был средь нас пророк

Которому мы подчинились,

Как чуждо будет то,

Кто подчинится Абу Бакру»

Аль Хитаби аль Басти Абу Сулейман, Ахмад ибн Мухаммад ибн Ибрахим (год смерти 388 г.л.х.), «Гариб аль хадис лил хитаби», том. 1, стр. 566, исследовательская работа Абдул Карима Ибрахима аль Азбави, изд-во «Дар ан-нашр», «Джамиат уммул кура», Священная Мекка, год издания 1402 г.л.х.

Молитва Абу Бакра не успокаивает души

Другая группа мусульман уклонилась от выплаты закята, так как считала, что молитва любого другого человека, кроме пророка не придает успокоения душе, как описано об этом в аяте.

Куми Нишапури пишет:

وكما قال مانعو الزكاة لأبي بكر : أمرنا بدفع الزكاة إلى من صلاته سكن لنا وصلاة غير النبي صلى الله عليه وسلم ليست بسكن

«Уклонившиеся от выплаты закята сказали: «Мы выплатим закят тому, чья молитва придаст успокоение нашим душам. Однако, молитва кого-либо другого кроме пророка не успокоит наши души».

Ан-нисапури, Низамуддин аль Хасан ибн Мухаммад ибн Хусейн известный как Низам аль А’радж (год смерти 728 г.л.х.), «Тафсир гараиб аль куран ва гараиб аль фуркан», том 6, стр. 163, исследовательская работа шейха Закарийи Умейрана, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1416 г.л.х., 1996 г.

Ибн Кудама также пишет, что со слов тех, кто уклонились от выплаты закята повествуется:

كنا نؤدي إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم لأن صلاته سكن لنا وليس صلاة أبي بكر سكنا لنا فلا نؤدي إليه وهذا يدل على أنهم جحدوا وجوب الأداء إلى أبي بكر رضي الله

 «Мы выплачивали закят пророку, ибо его молитва успокаивала наши души и вела к руководству. А, молитва Абу Бакра не является таковой, поэтому мы станем ему ничего выплачивать».

Их слова свидетельствуют о том, что они признавали закят, но отказывались выплачивать его именно Абу Бакру…».

Аль Макдиси аль Ханбали, Абу Мухаммад Абдулла ибн Ахмад ибн Кудама (год смерти 620 г.л.х.), «Мугни фи фикх аль имам Ахмад ибн Ханбал Аш-шибани», том 2, стр. 229, изд-во «Дар аль фикр», Бейрут, издание первое, год издания 1405 г.л.х.

Посланник Аллаха должен был назначить наместника

Наубахти пишет:

وقد كانت فرقة اعتزلت عن أبي بكر فقالت لا نؤدي الزكوة إليه حتى يصح عندنا لمن الأمر ومن استخلفه رسول الله صلى الله عليه وسلم بعد ونقسم الزكوة بين فقرائنا وأهل الحاجة منا

«Группа мусульман отреклась от Абу Бакра, отказавшись от выплаты ему закята, пока не прояснится для них вопрос о наместнике пророка. В противном случае, они решили разделить деньги среди нуждающихся и не отдавать их Абу Бакру».

Ан-наубахти, Аль Хасан ибн Муса, (год смерти 310 г.л.х.), «Фирак аш-шиа», том 1, стр. 4, изд-во «Дар аль Адва», Бейрут, год издания 1404 г.л.х., 1984 г.

Аби А’сам в книге Аль Футух пишет следующее:

«فاقبل اليه (زياد بن لبيد) رجل من سادات بني تميم يقال له الحارث بن معاويه فقال: لزياد انک لتدعوا الي طاعه رجل لهم يعهد الينا و لا اليکم فيه عهد فقال له الحارث لا والله ما ازلتموها عن اهلها الا حسدا منکم لهم و ما يستقر في قلبي ان رسول الله- صلي الله عليه و آله و سلم- خرج من الدنيا و لم ينصب للناس علما يتبعونه فارحل عنا ايها الرجل فانک تدعوا الي غير رضا

«К нему (Зияд ибн Лабид) пришел один из представительных личностей из племени бани тамим, которого звали Харис ибн Муавия и сказал: «Ты призван подчиниться их человеку и присягнуть ему, в то время как нет присяги между нами». Харис сказал ему: "Клянусь, Ввиду вашей зависти, вы отвратили (власть) от тех, кому она принадлежит по праву. У меня не укладывается в уме, что посланник Аллаха (да приветствует Аллах его и его семейство!) покинул этот мир, не назначив того, кому они последуют. Так оставь нас, о мужчина, ибо ты призываешь к недовольству».

Аль Куфи, Аби Мухаммад Ахмад ибн А’сам (год смерти 314 г.л.х.), «Китаб аль футух», том 1, стр. 48, исследовательская работа Али Шири (магистр исламской  истории), изд-во «Дар аль Адва», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х.

Харис был один из великих табеинов, про которого Иджли пишет:

الحارث بن معاوية الكندي تابعي ثقة شامي من كبار التابعين

«Харис ибн Муавия аль Кинди – табеин, благонадежный рассказчик, родом из Сирии, один из выдающихся табеинов».

Аль Иджли, Абил Хасан Ахмад ибн Абдулла ибн Салих (год смерти 261 г.л.х.), «Ма’рафат ас-сукат», том 1, стр. 287, исследовательская работа Абдул Алима Абдул Азима аль Бастури, изд-во «Мактабат ад-дар», Благословенная Медина, Саудовская Аравия, издание первое, год издания 1405 г.л.х., 1985 г.

Халиф должен быть из семейства Пророка, а Абу Бакр не является таковым

Аби А’сам пишет, что со слов Харисы предводителя племени кинды о тех, кто уклонился от выплаты закята из его племени, который сказал Ибн Лабиду:

نحن إنما أطعنا رسول الله صلى الله عليه وسلم إذ كان حيا ، ولو قام رجل من أهل بيته لاطعناه ، وأما ابن أبي قحافة فلا والله ما له في رقابنا طاعة ولا بيعة ! ثم أنشأ حارثة بن سراقة يقول أبياتا من جملتها :

أطعنا رسول الله إذ كان بيننا * فيا عجبا ممن يطيع أبا بكر

«При жизни пророка мы были покорны ему, и если, теперь халифом станет кто-нибудь из его семейства, то мы последуем ему. Однако Ибн Кахафа, клянемся Всевышним, не имеет над нами власти и мы не станем присягать ему!» После этих слов он произнес строки:

«И был средь нас пророк

Которому мы подчинились,

Как чуждо будет то,

Кто подчинится Абу Бакру»

Аль Куфи, Аби Мухаммад Ахмад ибн А’сам (год смерти 314 г.л.х.), «Китаб аль футух», том 1, стр. 47, исследовательская работа Али Шири (магистр исламской  истории), изд-во «Дар аль Адва, Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х.

Также об уклонении Аш’аса от выплаты закята Абу Бакру, Аби А’сам пишет следующее:

وامنعوا زكاة أموالكم ، فإني أعلم أن العرب لا تقر بطاعة بني تميم بن مرة وتدع سادات البطحاء من بني هاشم إلى غيره

«Не выплачивайте закят, ибо я уверен, арабы когда есть хашимиты, не позволят подчинить себя бани тамим Ибн Мурре» (Предыдущий источник).

Являются ли уклонившиеся от выплаты закята – муртаддами, т.е. вероотступниками?

В некоторых суннитских книгах этой группе приписывается вероотступничество, подобно Багдади, который приводит в своей книге «Аль Фарк бейн аль фирак»:

المرتدين الذين ارتدوا باسقاط الزكاة فى عهد الصحابة كانوا يرون وجوب الصلاة إلى الكعبة وانما ارتدوا باسقاط وجوبالزكاة وهم المرتدون من بنى كنده وتميم

«Вероотступники те, кто уклонился от выплаты закята в период сподвижников пророка. Они принимали обязательность совершения молитвы к Каабе, но отвернулись от веры своим отказом от выплаты закята бани кинде и тамиму».

Аль Багдади, Абу Мансур Абдул Кахир ибн Тахир ибн Мухаммад (год смерти 429 г.л.х.), «Аль Фарк бейн аль фирак ва байян аль фирка ан-наджия», том 1, стр. 221, изд-во «Дар аль афак аль джадида», Бейрут, издание второе, год издания 1977 г.

Несмотря на это, Ибн Хазм пишет:

قَوْمٌ أَسْلَمُوا ولم يَكْفُرُوا بَعْدَ إسْلاَمِهِمْ لَكِنْ مَنَعُوا الزَّكَاةَ من أَنْ يَدْفَعُوهَا إلَى أبي بَكْرٍ رضي الله عنه فَعَلَى هذا قُوتِلُوا وَلاَ يَخْتَلِفُ الْحَنَفِيُّونَ وَلاَ الشَّافِعِيُّونَ في أَنَّ هَؤُلاَءِ ليس لهم حُكْمُ الْمُرْتَدِّ أَصْلاً وَهُمْ قد خَالَفُوا فِعْلَ أبي بَكْرٍ فِيهِمْ وَلاَ يُسَمِّيهِمْ أَهْلَ رِدَّةٍ

«Это группа людей, которая не возвращалась к неверию после прихода в ислам, однако отказалась выплатить закят Абу Бакру. Из-за их отказа они и были убиты. Ханафиты и шафеиты, и все остальные единогласны, что в их отношении нельзя применить положение о вероотступничестве, и они не могут быть названы вероотступниками.

Ибн Хазм Андалуси Аз-захири, Абу Мухаммад Али ибн Ахмад ибн Саид (год смерти 456 г.л.х.), «Аль Махалли», том 11, стр. 193, исследовательская работа комитета «Возрождения арабского наследия», изд-во «Дар аль афак аль джадида», Бейрут.

Ибн Кудама в книге «Аль Мугни» пишет:

ووجه الأول أن عمر وغيره من الصحابة امتنعوا من القتال في بدء الأمر ولو اعتقدوا كفرهم لما توقفوا عنه ثم اتفقوا على القتال وبقي الكفر على أصل النفي ولأن الزكاة فرع من فروع الدين فلم يكفر تاركه بمجرد تركه كالحج وإذا لم يكفر بتركه لم يكفر بالقتال عليه كأهل البغي وأما الذين قال لهم أبو بكر هذا القول فيحتمل أنهم جحدوا وجوبها فإنه نقل عنهم أنهم لو قاتلوا إنما كنا نؤدي إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم لأن صلاته سكن لنا وليس صلاة أبي بكر سكنا لنا فلا نؤدي إليه وهذا يدل على أنهم جحدوا وجوب الأداء إلى أبي بكر رضي الله عنه ولأن هذه قضية في عين فلا يتحقق من الذين قال لهم أبو بكر هذا القول فيحتمل أنهم كانوا مرتدين ويحتمل أنهم جحدوا وجوب الزكاة ويحتمل غير ذلك فلا يجوز الحكم به في محل النزاع

«Умар и остальные поначалу не желали убивать тех, кто уклонился от выплаты закята. Если они были бы убеждены в их неверии, то несомненно не оставили бы их в живых, и стали бы воевать против них. С другой стороны, версия об их пребывании в неверии также отклоняется: ибо, тот, кто уклоняется от выплаты закята не отрицает положение об обязательности закята. Так как он является одним из второстепенных вопросов религии. Поэтому уклонившийся от выплаты закята не считается неверным непосредственно после отказа выплачивать его. Как например хадж, (тот кто имеет возможность совершить хадж, и не делает этого, не считается неверным). Следовательно, если уклонение от выплаты закята не считается неверием, в таком случае посредством ведения против них войны, также в их отношении нельзя применить положение о вероотступничестве, подобно мятежникам, к которым не применимо положение об их неверии. Со слов тех, кто не выплатил закят Абу Бакру, что:  «Мы выплачивали закят пророку. Почему? Потому, что его молитва придавала успокоение нашим душам, а молитва Абу Бакра не даст нам успокоения». Поэтому их слова свидетельствуют о том, что они принимали положение об обязательности закята, но уклонились выплатить деньги именно Абу Бакру... (Предыдущий источник, том. 2, стр. 229).

Слова Ибн Кудамы доказывают, тот факт, что вышеупомянутые племена принимали положение об обязательности закята, но не желали выплачивать его правящему аппарату и не принимали халифат Абу Бакра. Также в предыдущих хадисах Умар говорит, они признавали закят, но не выдавали его Абу Бакру.

Что сделали с теми, кто уклонились от выплаты закята?

Малик Ибн Нувейра, один из сподвижников пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) который был уполномочен собирать закят, был убит так как не признавал глав Сакифы и не выдал им закята.

Абдур-раззак в книге «Аль Мусаннаф» приводит эти события в достоверном хадисе: «Абу Кутада повествует:

أخبرنا عبد الرزاق عن معمر عن الزهري أن أبا قتادة قال خرجنا في الردة حتى إذا أنتهينا إلى أهل أبيات حتى طلعت الشمس للغروب فأرشفنا إليهم الرماح فقالوا من أنتم قلنا نحن عباد الله فقالوا ونحن عباد الله فأسرهم خالد بن الوليد حتى إذا أصبح أمر أن يضرب أعناقهم قال أبو قتادة فقلت اتق الله يا خالد فإن هذا لا يحل لك قال اجلس فإن هذا ليس منك في شيء قال فكان أبو قتادة يحلف لا يغزو مع خالد أبدا قال وكان الأعراب هم الذين شجعوه على قتلهم من أجل الغنائم وكان ذلك في مالك بن نويرة

«Мы выступили из Радды и на закате достигли каких-то домов, некого селения. Мы навели на них свои копья, они же спросили нас, кто мы. В ответ мы сказали: «Мы рабы Аллаха». «Но, мы тоже рабы Его», - последовал ответ. Халид взял их в плен, и на утро приказал отрубить им головы. Абу Кутада возразил Халиду: «Побойся Аллаха, твои деяния недозволены». «Сядь, и не вмешивайся», - отмахнулся Халид. Кутада говорит, что после этого случая он дал себе клятву никогда не ходить в военные походы с Халидом, сказав: «Арабы подстрекали его убить их дабы заполучить трофеи, это относилось к Малику ибн Нувейру».

Сан’ани, Абу Бакр Абдур-раззак ибн Хаммам, (год смерти 211 г.л.х.), «Аль Мусаннаф», том 10, стр. 174, исследовательская работа Хабиба Ар-рахмана аль А’зами, изд-во «Аль Мактаб аль Ислами», Бейрут, издание второе, год издания 1403 г.л.х.

Ибн Абил Хадид пишет:

لما قتل خالد مالك بن نويرة ونكح امرأته ، كان في عسكره أبو قتادة الأنصاري ، فركب فرسه ، والتحق بأبي بكر ، وحلف ألا يسير في جيش تحت لواء خالد أبدا ، فقص على أبى بكر القصة ، فقال أبو بكر : لقد فتنت الغنائم العرب ، وترك خالد ما أمرته ، فقال عمر : إن عليك أن تقيده بمالك ، فسكت أبو بكر ، وقدم خالد فدخل المسجد وعليه ثياب قد صدئت من الحديد ، وفي عمامته ثلاثة أسهم ، فلما رآه عمر قال  أرياء يا عدو الله ! عدوت على رجل من المسلمين فقتلته ، ونكحت امرأته ، أما والله إن أمكنني الله منك لأرجمنك ، ثم تناول الأسهم من عمامته فكسرها ، وخالد ساكت لا يرد عليه ، ظنا أن ذلك عن أمر أبى بكر ورأيه ، فلما دخل إلى أبى بكر وحدثه ، صدقه فيما حكاه وقبل عذره . فكان عمر يحرض أبا بكر على خالد ويشير عليه أن يقتص منه بدم مالك ، فقال أبو بكر : إيها يا عمر ! ما هو بأول من أخطأ ، فارفع لسانك عنه ، ثم ودى مالكا من بيت مال المسلمين

«Когда Халид убил Малика ибн Нувейра и изнасиловал его жену, то Абу Кутада аль Ансари, который был в его войске сел на коня и настиг Абу Бакра. Он поклялся никогда не сражаться в войске под предводительством Халида. Когда он рассказал о случившемся Абу Бакру, тот сказал: «Трофеи затмили глаза арабам», - и приказал ему вернуться обратно в лагерь Халида. Присутствующим он сказал: «Халид ослушался моего приказа». Умар обратился к Абу Бакру со словами: «Ты должен арестовать Халида за убийство Малика». Абу Бакр смолк. Тут в мечеть вошел Халид в одежде со следами ржавчины (от доспехов) и с пронзенной чалмой в которой торчало три стрелы. При виде Халида, Умар воскликнул: «О, лицемер, о, враг Аллаха! Ты враждуя с мусульманином, убил его и совершил прелюбодеяние с его женой. Клянусь Аллахом, если я доберусь до тебя, то закидаю камнями». С этими словами он подошел к нему и, вынув одну из стрел из его чалмы, надломил ее. Халид молчал и ничего не говорил, ведь думал, что Абу Бакр велел Умару это сделать. Когда же Халид стал беседовать с Абу Бакром и рассказал ему о случившемся, то тот согласился с его словами и простил его. Умар же все время встревал в их разговор и требовал применить смертную казнь в отношении Халида. Абу Бакр обратился к Умару: «Замолчи, не он первый ошибся (ты, я, все мы грешники), перестань порицать его». Впоследствии Абу Бакр выплатил дань за пролитую кровь Малика из казны мусульман».

Ибн Абил Хадид аль Мадаини аль Му’тазили, Абу Хамед Иззуддин ибн Хебатулла ибн Мухаммад ибн Мухаммад (год смерти 655 г.л.х.), «Шарх нахдж аль балага», том 1, стр. 113, исследовательская работа Мухаммада Абдул Карима Ан-нимри, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1418 г.л.х., 1998 г.

Абуль Фида так описывает это же событие:

وفي أيام أبي بكر منعت بنو يربرع الزكاة، وكان كبيرهم مالك بن نويرة، وكان ملكاً فارساً مطاعاً شاعراً قدم على النبي صلى الله عليه وسلم وأسلم، فولاه صدقه قومه، فلما منع الزكاة أرسل أبو بكر إِلى مالك المذكور خالد بن الوليد في معنى الزكاة، فقال مالك: أنا آتي بالصلاة دون الزكاة: فقال خالد: أما علمت أن الصلاة والزكاة معاً؛ لا تقبل واحدة دون الأخرى فقال مالك: قد كان صاحبكم يقول ذلك. قال خالد: أوما تراه لك صاحبا؟ والله لقد هممت أن أضرب عنقك، ثم تجاولا في الكلام فقال له خالد: إِني قاتلك. فقال له: أو بذلك أمرك صاحبك؟ قال: وهذه بعد تلك، وكان عبد الله بن عمر وأبو قتادة الأنصاري حاضرين، فكلما خالداً في أمره، فكره كلامهما. فقال مالك: يا خالد، ابعثنا إلى أبي بكر فيكون هو الذي يحكم فينا. فقال خالد: لا أقالني الله إِنْ أقلتك، وتقدم إِلى ضرار بن الأزور بضرب عنقه، فالتفت مالك إِلى زوجته وقال لخالد: هذه التي قتلتني، وكانت في غاية الجمال، فقال خالد: بل الله قتلك برجوعك عن الإسلام. فقال مالك: أنا على الإسلام، فقال خالد: يا ضرار اضرب عنقه. فضرب عنقه وجعل رأسه اثفية القدر، وكان من أكثر الناس شعراً، وقبض خالد امرأته؛ قيل: إِنه اشتراها من الفيء وتزوج بها، وقيل إِنها اعتدت بثلاث حيض وتزوج بها، وقال لابن عمر ولأبي قتادة: احضرا النكاح فأبيا، وقال له ابن عمر: نكتب إِلى أبي بكر ونعلمه بأمرها وتتزوج بها، فأبى وتزوجها. ...ولما بلغ ذلك أبا بكر وعمر، قال عمر لأبي بكر: إِن خالداً قد زنى فارجمه، قال: ما كنت أرجمه؛ فإِنه تأول فأخطأ. قال: فإِنه قد قتل مسلماً فاقتله، قال: ما كنت أقتله فإِنه تأول فأخطأ. قال فاعزله، قال ما كنت أغمد سيفاً سله الله عليهم

«В период правления Абу Бакра племя Бани Ярбу’ отказалось выплачивать закат. Их вождь Малик ибн Нувейра отличался своей проницательностью и был поэтом, принял ислам во время пророка и был назначен пророком собирателем подати среди его племени. Однако он отказался выдавать закят халифу. Абу Бакр направил к ним Халида ибн Валида. Вначале Халид направился к племени базаха и собрал закят. Дальше он без соответствующего разрешения от Абу Бакра решил направиться к Баттах, сопровождавшие его люди запретили ему это, но он несмотря ни на что отправился к племени Малика. При встрече с Маликом ибн Нувейрой он потребовал выплаты закята. Малик ответил: «Я – мусульманин, совершаю намаз, но не собираюсь выплачивать закят ни тебе, ни главе вашего государства». «Намаз и закят сопутствуют друг другу, молитва без закята не принимается Аллахом». «Это слова вашего правителя?» «Разве ты не считаешь его своим халифом?» «Клянусь, если я захочу, то обезглавлю тебя», - сказал Халид и начал спорить с Маликом.

- Я убью тебя, - сказал Халид.

- Это халиф приказал убить меня?

- Эти слова сквернее твоих слов сказанных ранее (Имеется ввиду: «Это слова вашего правителя, что намаз и закят сопутствуют друг другу?»).

При споре присутствовали Абдулла Умар и Абу Кутада Ансари,  которые стали отговаривать Халида от необдуманного поступка. Но ему не понравились их слова. Малик обратился к Халиду, сказав: «Раз так, пошли гонца в Медину и пусть он передаст Абу Бакру твое решение убить меня. Будет, так как решит Абу Бакр». «Да не простит меня Аллах, если я оставлю тебя в живых (или отпущу)!» - произнес Халид и приказал палачу по имени Зарар ибн Азвар отрубить голову Малику. Тут вмешалась жена Малика, которая была весьма красивой женщиной и предложила казнить ее вместо мужа. Но Халид сказал: «Ты вероотступник, сам Аллах убил тебя!» «Но, мусульманин я и вера моя – Ислам». «Убей его», - велел Халид Зарару. Палач отрубил голову Малику, которая была покрыта множеством волос и положил ее в сосуд. Затем Халид совершил прелюбодеяние с  женой Малика, у которой на тот момент была менструация. Абдулла Умар и Абу Кутада Ансари пребывали в гневе от поступка Халида и отказались принять участие на его свадьбе на жене Малика. Абдулла ибн Умар предложил Халиду: «Подожди, мы напишем письмо Абу Бакру и поставим его в известие про жену Малика. Потом можешь на ней жениться». Но, тот отказался, и все равно женился. Когда весть об этом дошла до Абу Бакра, Умар сказал Абу Бакру: «Халид совершил прелюбодеяние, он должен быть побит камнями». «Я не стану побивать его камнями, ведь он принял решение (иджтихад) и ошибся при этом». «Тогда казни его, он убил мусульманина». «Я не стану убивать его, потому, что он ошибся, приняв неправильное решение». «По крайней мере устрани его с занимаемого поста». Абу Бакр сказал: «Я не верну в ножны меч, который возвел Аллах!».

Абул Фида Имадуддин Исмаил ибн Али (год смерти 732 г.л.х.), «Мухтасар фи ахбар аль башар», том 1, стр. 108, согласно «Аль Джаме аль Кабир».    

В то время, как главы Сакифы признавали мусульманство Малика ибн Нувейры, его вина была лишь в том, что не он признал халифа законным правителем, и не стал выплачивать  закят, что стало причиной его убийства в собственном доме в присутствии жены и детей.

Шафеи пишет:

وقد روى الجماعة في كتبهم سوى ابن ماجه عن أبي هريرة أن عمر بن الخطاب قال لابي بكر علام تقاتل الناس وقد قال رسول الله أمرت أن أقاتل الناس حتى يشهدوا أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله فإذا قالوها عصموا مني دماءهم وأموالهم إلا بحقها فقال أبو بكر والله لو منعوني عناقا وفي رواية عقالا كانوا يؤدونه إلى رسول الله لأقاتلنهم على منعها إن الزكاة حق المال والله لأقاتلن من فرق بين الصلاة والزكاة قال عمر فما هو الا أن رأيت الله قد شرح صدر أبي بكر للقتال فعرفت أنه الحق

«Абу Хурейра повествует от Умара, что Абу Бакр сказал: «На какой основе ты убиваешь людей, в то время как Посланник Аллаха велел убивать (неверных) пока они не произнесут что: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад Посланник Его». Их кровь и имущество неприкосновенны, как только они скажут это, кроме того случая если в этом есть на то право. Абу Бакр сказал: «Если они мне не выплатят закят за один год, как они делали раньше при пророке, выплачивая ему, то я их убью. Ибо, закят – деньги принадлежащие Аллаху. Клянусь Его именем, я убью того, кто ставит разницу между молитвой и закятом». Умар сказал: «Я увидел, что Аллах даровал терпение Абу Бакру для (ведения) войны, и понял, что он прав». Абу Бакр сказал: «Они оставили слова «нет Бога, кроме Аллаха», поэтому - многобожники».

Аш-шафеи, Абу Абдулла, Мухаммад ибн Идрис (год смерти 204 г.л.х.), «Мухтасар аль Музни аль умм», том 1, стр. 256, изд-во «Дар аль ма’рифа», Бейрут, издание второе, год издания 1393 г.л.х.

Аль Куфи, Аби Мухаммад Ахмад ибн А’сам (год смерти 314 г.л.х.), «Китаб аль футух», том 1, стр. 48, исследовательская работа Али Шири (магистр исламской  истории), изд-во «Дар аль Адва», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х.

Следовательно, из приведенного нами становиться очевидным, что те, кто уклонился от выплаты закята, не отрицали закят, как религиозное предписание, их противостояние объяснялось нежеланием принимать легитимность халифата Абу Бакра. Не выплата закята многими группами людей, является неопровержимым доводом в пользу не легитимности власти Абу Бакра, ибо своими действиями они выразили недовольство и непокорность правящему халифу.

Как пророк поступал с теми, кто не выплачивал закят

В исламской идеологии никто не имеет право посягнуть на человека и имущество, того, кто произнесет формулу единобожия и признания Мухаммада его посланником. Поэтому мусульманин остается мусульманином даже несмотря на не совершение намаза и не выплату закята, и не считается при этом вероотступником. Пророк не причинял вреда мусульманам, не выплачивающим закят, он не спешил их наказать, а предоставил Аллаху счет их деяний. История Са’лабы Ансари наглядный и известный пример тому, но несмотря ни на все, его никто никогда не назвал вероотступником.

Са’лаба Ансари в битвах при Бадре и Ухуде

Ибн Асир Джизри пишет в книге «Усуд аль Габа» следующее:

ب د ع * ثعلبة ) بن حاطب بن عمرو بن عبيد بن أمية بن زيد بن مالك بن عوف بن عمرو بن عوف بن مالك بن الأوس الأنصاري الأوسي شهد بدرا قاله محمد بن إسحاق وموسى بن عقبة وهو الذي سأل النبي صلى الله عليه وسلم ان يدعو الله ان يرزقه مالا

«Мухаммад ибн Исхак и Муса ибн Укба говорят: «Са’лаба присутствовал при Бадре, он тот, кто попросил пророка делать за него дуа, чтобы Аллах даровал ему удел».

Аль Джизри, Иззуддин ибн Асир Абил Хасан Али ибн Мухаммад (год смерти 630 г.л.х.), «Усуд аль фи ма’рифат ас-сахаба», том 1, стр. 237, исследовательская работа Аделя Ахмада Ар-рифаи, изд-во «Дар ихья ат-турас аль араби», Бейрут, Ливан, издание первое, год издания 1417 г.л.х., 1996г.

Ибн Абдул Бир в книге «Истиабе»:

آخى رسول الله * بين ثعلبة بن حاطب هذا وبين معتب بن عوف بن الحمراء شهد بدرا وهو مانع الصدقة

«Посланник Аллаха заключил союз братства между Са’лабой ибн Хатебом и Му’табом ибн Хамра из племени хузаи. Са’лаба тот, кто присутствовал при Бадре и кто отказался выплатить закят».

Ибн Абдул Бир, Юсеф ибн Абдулла ибн Мухаммад (год смерти 463 г.л.х.), «Аль Истиаб», том 1, стр. 210, исследовательская работа Али Мухаммада аль Баджави, изд-во «Дар аль джил», Бейрут, издание первое, год издания 1412 г.л.х.

 Мухаммад ибн Са'д пишет:

وآخى رسول الله صلى الله عليه وسلم بين ثعلبة بن حاطب ومعتب بن الحمراء من خزاعة حليف بني مخزوم وشهد ثعلبة بن حاطب بدرا وأحدا

«Посланник Аллаха заключил союз братства между Са’лабой ибн Хатебом и Му’табом ибн Хамра из племени хузаи. Са’лаба тот, кто присутствовал при Бадре и Ухуде».

Зухри, Мухаммад ибн Саид ибн Мани Абу Абдулла аль Басри (год смерти 230 г.л.х.), «Табакат аль кубра», том 3, стр. 460, изд-во «Дар Садер», Бейрут.

Сафади также приводит:

ثعلبة بن حاطب بن عمرو بن عبيد بن أمية بن زيد بن مالك بن عوف بن عمرو بن عوف آخى رسول الله صلى الله عليه وسلم بينه وبين معتب بن عوف بن الصحراء شهد بدرا وأحدا وهو مانع الصداقة

«Посланник Аллаха заключил союз братства между Са’лабой ибн Хатебом и Му’табом ибн Ауф. Са’лаба тот, кто присутствовал при Бадре и Ухуде и отказался выплатить закят».

Ас-сафади, Салахуддин Халил ибн Айбек (год смерти 764 г.л.х.), «Аль Вафи биль вафият», том 11, стр. 9, исследовательская работа Ахмада аль Арнаута и Турки Мустафа, изд-во «Дар ихья ат-турас», Бейрут, год издания 1420 г.л.х., 2000 г.

Ибн Касир Ад-дамешки также упоминает его имя в числе присутствующих при Бадре.

Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Аль Бидая ван-нихая», том 3, стр. 385, «Раздел: Имена тех, кто был при Бадре», издатель «Мактабат аль маариф», Бейрут.

Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Ас-сира ан-набавия», том 2, стр. 492, «Раздел: Имена тех, кто был при Бадре».

Итак, в том, что этот человек принял участие в Бадре, не остается сомнений.

Са’лаба отказывается от выплаты закята

Закят одно из обязательных предписаний в шариате и постановление в области экономики в Исламе, и убежденность в него является дополнением к основных религиозным принципам. Поэтому, в некоторых коранических аятах положение о закате приводится незамедлительно вслед за упоминанием о молитве, что говорит о степени его значимости. Выплата закята осуществляется согласно определенным условиям и предписана каждому мусульманину. С другой стороны, те, кто не признают закят как религиозное постановление или те, кто уклоняются от его выплаты решительно порицаются в Коране.

В суре «Тауба» о лицемерах говорится:

وَمِنهُْم مَّنْ عَاهَدَ اللَّهَ لَئنِ‏ْ ءَاتَئنَا مِن فَضْلِهِ لَنَصَّدَّقَنَّ وَ لَنَكُونَنَّ مِنَ الصَّالِحِينَ. فَلَمَّا ءَاتَئهُم مِّن فَضْلِهِ بخَِلُواْ بِهِ وَتَوَلَّواْ وَّ هُم مُّعْرِضُونَ. فَأَعْقَبهَُمْ نِفَاقًا فىِ قُلُوبهِِمْ إِلىَ‏ يَوْمِ يَلْقَوْنَهُ بِمَا أَخْلَفُواْ اللَّهَ مَا وَعَدُوهُ وَ بِمَا كَانُواْ يَكْذِبُون‏. التوبة / 75_ 77.

«А среди них есть и такие, что заключили завет с Аллахом: «Если Он дарует нам от Своей щедрости, то мы, конечно, будем давать милостыню, и, конечно, мы будем праведными». 

Когда же Он даровал им от Своей щедрости, они стали скупиться на это и отвернулись, уклоняясь. 

И Он дал им в спутники лицемерие в их сердцах до дня, когда они встретят Его, за то, что они обманули Аллаха в том, что Ему обещали, и за то, что они лгали» (Сура «Ат-тауба», аят 75-77).

Согласно мнению большинства суннитских комментаторов Корана эти аяты были ниспосланы о Са’лабе ибн Хатебе, участвовавшим при Бадре. Мухаммад ибн Джарир Табари пишет:

حدثني محمد بن سعد، قال: ثني أبي، قال: ثني عمي، قال: ثني أبي، عن أبيه، عن ابن عباس قوله: ومنهم من عاهد الله لئن آتانا من فضله... الآية، وذلك أن رجلا يقال له ثعلبة بن حاطب من الأنصار، أتى مجلسا فأشهدهم، فقال: لئن آتاني الله من فضله، آتيت منه كل ذي حق حقه، وتصدقت منه، ووصلت منه القرابة فابتلاه الله فآتاه من فضله، فأخلف الله ما وعده، وأغضب الله بما أخلف ما وعده، فقص الله شأنه في القرآن: ومنهم من عاهد الله... الآية، إلى قوله: يكذبون

«О причине ниспослания данных аятов от Ибн Аббаса повествуется: «Некий человек, которого звали Са’лаба, находясь в собрании людей заключил завет с Аллахом, что если Он дарует ему из Своей щедрости, то он будет давать милостыню всем нуждающимся, выплачивать закят, помогать близким. Аллах воздал ему богатство, дабы испытать его, но он не выполнил ни одного данного обещания. За обман и не выполнение обещанного он разгневал Аллаха, и его история была приведена в Коране в трех аятах».

Ат-табари, Мухаммад ибн Джарир, «Джаме аль баян ан та’виль ай аль куран», том 10, стр. 241, хадис 13204, изд-во «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1405 г.л.х.

Фахр Рази о причине ниспослания этих аятов пишет:

والمشهور في سبب نزول هذه الآية أن ثعلبة بن حاطب قال: يا رسول الله ادع الله أن يرزقني مالا. فقال عليه السلام: « يا ثعلبة قليل تؤدي شكره خير من كثير لا تطيقه »

«Наиболее известная версия о причине ниспослания этих аятов, это то, что Са’лаба обратился к Посланнику Аллаху со словами: «Помолись за меня пред Аллахом, чтобы Он послал мне богатство». Пророк сказал ему в ответ: «О, Са’лаба! Лучше иметь мало, чем иметь много и не быть в состоянии выразить благодарность Аллаху».

Ар-рази Аш-шафеи, Фахруддин Мухаммад ибн Умар Ат-тамими (год смерти 604 г.л.х.), «Ат-тафсир аль кабир» или «Мафатих аль гейб», том 16, стр. 138, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1421 г.л.х., 2000 г.

Ибн Касир Дамешки после указания этих аятов пишет:

وقد ذكر كثير من المفسرين منهم ابن عباس والحسن البصري أن سبب نزول هذه الآية الكريمة في ثعلبة بن حاطب

«Большинство комментаторов подобно Ибн Аббасу и Хасану Басри говорят: «Са’лаба ибн Хатеб явился причиной ниспослания этих благословенных аятов».

Аль Караши ад-дамешки, Исмаил ибн Умар ибн Касир Абуль Фида (год смерти 774 г.л.х.), «Тафсир аль куран аль азим», том 2, стр. 388, изд-во «Дар аль фикр», Бейрут, год издания 1401 г.л.х.

Ибн Араби после того как приводит слова комментаторов Корана относительно аятов, пишет:

هذه الآية اختلف في شأن نزولها على ثلاثة أقوال الأول أنها نزلت في شأن مولى لعمر قتل حميما لثعلبة فوعد إن وصل إلى الدية أن يخرج حق الله فيها فلما وصلت إليه الدية لم يفعل الثاني أن ثعلبة كان له مال بالشام فنذر إن قدم من الشام أن يتصدق منه فلما قدم لم يفعل الثالث وهو أصح الروايات أن ثعلبة بن حاطب الأنصاري المذكور قال للنبي ادع الله أن يرزقني مالا أتصدق منه

«Аяты были ниспосланы о Са’лабе. И считает эту версию наиболее приемлемой».

Ибо, существует три версии:

  • Говорят, что аяты были ниспосланы об одном из слуг Умара, убившего ценного верблюда Са’лабы, который сказал, что если получит выкуп за убитого животного, то выплатит часть денег на пути Аллаха. Однако не выполнил обещанного слова.
  • Вторая версия гласит: У Са’лабы были деньги в Сирии, и он заключил завет с Аллахом, что если вернется туда, то выдаст милостыню. Но по прибытию не сделал, как обещал.
  • И наконец, третья и наиболее близкая к истине версия – то, что, вышеупомянутый Са’лаба ибн Хатеб Ансари сказал пророку: «Помолись за меня пред Аллахом, чтобы Он даровал мне богатство, и я мог давать милостыню» (Ибн Араби, Абу Бакр Мухаммад ибн Абдулла (год смерти 543 г.л.х.), «Ахкам аль куран», том 2, стр. 547, исследовательская работа Мухаммада Абдул Кадира Ата, изд-во «Дар аль фикр литтибаа ван-нашр», Ливан).

Ибн Джузи приводит следующие версии относительно причин ниспослания данных аятов:

قوله تعالى: ( ومنهم من عاهد الله ) في سبب نزولها أربعة أقوال: أحدها: أن ثعلبة بن حاطب الأنصاري، أتى رسول الله فقال: يا رسول الله، ادع الله أن يرزقني مالا، فقال: " ويحك يا ثعلبة، قليل تؤدي شكره، خير من كثير لا تطيقه " قال: ثم قال مرة...

والثاني: أن رجلا من بني عمرو بن عوف، كان له مال بالشام، فأبطأ عنه، فجهد له جهدا شديدا، فحلف بالله لئن آتانا من فضله... والثالث: أن ثعلبة ومعتب بن قشير، خرجا على ملأ، فقالا: والله لئن رزقنا الله لنصدقن... والرابع: أن نبتل بن الحارث، وجد بن قيس، وثعلبة بن حاطب، ومعتب بن قشير، قالوا: لئن آتانا الله من فضله لنصدقن. فلما آتاهم من فضله بخلوا به فنزلت هذه الآية، قاله الضحاك

«Относительно причины ниспослания аята: «А среди них есть и такие, что заключили завет с Аллахом» существует четыре версии, одна из которых, то, что Са’лаба ибн Хатеб Ансари пришел к пророку и сказал ему: «Помолись за меня пред Аллахом, чтобы Он послал мне богатство». Пророк сказал ему в ответ: «О, Са’лаба! Лучше иметь мало, чем иметь много и не быть в состоянии выразить благодарность Аллаху».

Вторая версия, это, что некий мужчина из племени бани Амру ибн Ауф, у которого было имущество в Сирии несмотря на свои тщетные старания не мог поехать туда, тогда он и поклялся, что если Аллах дарует ему из Своей щедрости, он будет давать милостыню.

Третья: Са’лаба и Му’таб ибн Кушейр прилюдно заключили завет с Аллахом, что если Он дарует им из Своей щедрости, то они будут давать милостыню.

И последняя версия, что Набтал ибн Харис, Ваджд ибн Кейс, Са’лаба ибн Хатеб и Му’таб ибн Кешейр сказали: «Если Аллах дарует им из Своей щедрости, то они будут давать милостыню». Но, они поскупились, впоследствии чего и были ниспосланы те аяты.

Так считает Аз-заххак (Ибн Джузи, Абдур-рахман ибн Али ибн Мухаммад (год смерти 597 г.л.х.), «Зад аль масир фи ил мат-тафсир», том 3, стр. 321, изд-во «Аль мактаб аль ислами», Бейрут, издание третье, год издания 1404 г.л.х.).

Итак, во всех четырех приводимых версиях Ибн Джузи фигурирует имя Са’лабы. В первой, третьей и четвертой версиях его имя указывается прямо, и лишь во второй версии можно предположить, что этот некто может оказаться нашим Са’лабой, ибо он также из племени бани Амру ибн Ауфа и Амру является его предком.   

На эту тему существует также много других разнообразных высказываний и слов авторитетных суннитских комментаторов Корана, но во избежание повтора и затянутости рассматриваемой темы, мы лишь укажем на имена тех авторов, которые считают, что причиной ниспослания аятов явился Са’лаба ибн Хатеб Ансари.

Источники:

Аль Вахиди Ан-нисапури, «Асбаб ан-нузул аль аят», стр. 170, Ас-суюти, «Аль иткан фи улум аль куран», том 2, стр. 387, Аль Гарнати аль Калби, «Ат-тасхил лиулум ат-танзил», том 2, стр. 81, Джалалуддин Ас-суюти «Ад-дур аль мансур», том 3, стр. 261, Ибн Хишам аль Хумейри, «Ас-сира ан-набавийя», том 4, стр. 978,  Ибн Атийя Андалуси, «Аль Мухаррар аль ваджиз фи тафсир аль китаб аль азиз», том 3, стр 61, «Тафсир Ибн Аби Хатам», том 6, стр 1847, «Тафсир Ибн Касир», том 2, стр 388, «Тафсир Абис Сууд», том 4, стр 85, Аби Хайн Андалуси, «Тафсир Бахр аль Мухит», том 8, стр 276, «Тафсир Багави», том 2, стр 312, «Тафсир Аль Байзави», том 3, стр 159, «Тафсир Ас-саалиби», том 3, стр 199,  «Тафсир Ас-са'лаби», том 5, стр 72,  «Тафсир Аль Джалалейн», Аль Махалли, Ас-суюти, стр 253, «Тафсир Ас-самарканди», том 2, стр 75,  «Тафсир Ас-сам'ани», том 2, стр 331, «Тафсир Ан-Нисфи», том 2, стр 100, Аль Фируз аль Абади, «Танвир аль микбас мин тафсир Ибн Аббас», стр 162, Аш-шаукани, «Фатх аль кадир», том 2, стр 385, Ан-нухас, «Маани аль куран», том 3, стр 235, и тд. 

Итак, это был метод пророка (да благословит Аллах его и его семейство!) в отношении тех, кто не выплачивал закят, и к которым он не обращался как к вероотступникам и не преследовал их. Даже халифы Абу Бакр, Умар и Усман также согласно традиции пророка отнеслись к Са’лабе, но в отношении арабских племен они объявили войну по причине их уклонения от выплаты закята. Если убивать их было предписано религией, то они должны были убить вначале Са’лабу, а потом их, не так ли? Разве не свидетельствует убийство группы не выплативших закят о политике подавления противников своего правления? 

Страница 41 из 62«373839404142434445»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация